Бывает, что ничего не знаешь, а все туда же, в писатели …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ МЕГАПОЛИСА

 

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

1. ЧТО ТАКОЕ МЕГАПОЛИС

Мегаполис – город с многомиллионным населением. Так это слово объясняет Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. В российском законодательстве понятия мегаполис нет, но на официальном уровне так иногда называют города, чье население превышает один миллион человек. Таких городов в России тринадцать. Разумеется это Москва и Санкт-Петербург, а также: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Омск, Самара, Уфа, Челябинск, Волгоград, Ростов-на-Дону и Пермь. Из них все,  кроме Москвы и СПб, имеют статус муниципалитетов, а обе столицы – субъектов федерации.

В мировой практике слово "мегаполис" имеет более определенное значение, в первую очередь потому, что за рубежом давно сформировались впечатляющих размеров населенные пункты с принципиальными отличиями от просто крупного города. Мегаполисом там называется наиболее крупная форма расселения людей, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций. По терминологии ООН, мегаполис – это поселение с численностью населения свыше 10 млн. человек. Таким образом, в России мегаполисов нет, а единственный город, близкий к этому состоянию, – Москва.

 

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕГАПОЛИСОВ

Всю историю человечества, начиная с древнейших времен, хорошо прослеживается объединительная тенденция: люди стремятся к концентрации в одном месте, что выражается в росте численности поселений и увеличении их территорий. Причем из столетия в столетие, а в последнее время – из года в год, численность населения отдельных городов неуклонно растет.

Если в 3200 г. до нашей эры (дальше в глубь веков продвинутся не представляется возможным) наиболее крупным городом в мире предположительно являлся г. Абидос в Египте (20 тыс. человек), то уже через пару столетий пальма первенства переходит к г. Мемфис (30 тыс. человек). К началу XXI в. до н.э. появляются первые в истории человечества города с численностью населения, превышающей 50 тыс. человек (г. Лагаш в Месопотамии), а к 612 г. до н.э. г. Вавилон первым из древних городов достигает численности жителей в 200 тыс. человек. В III в. Рим преодолевает пятисоттысячную отметку. В дальнейшем темпы роста замедляются и только спустя полторы тысячи лет появляются первые многомиллионники: Лондон в 1825 г. преодолевает пятимиллионный рубеж, Нью-Йорк в 1925 г. – десятимиллионный, Токио в 1965 г. – двадцатимиллионный.

Аналогичная картина, правда с меньшей интенсивностью, прослеживается и в России. Если в конце XIX века в России насчитывалось 430 городов, то в конце XX в. – уже на 600 больше. В царское время преобладали малые города с числом жителей менее 50 тысяч. Существенно выделялись гг. Москва и Санкт-Петербург, в каждом из которых тогда проживало более миллиона человек. К разряду крупных городов относились также Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Тула и Астрахань с населением несколько большим 100 тысяч человек.

Рост городов в советские время был обусловлен в основном государственными планами, а не инициативой населения. Последнему для активного перемещения мешал институт прописки и связанные с этим сложности с трудоустройством, отсутствием жилья, преследованием правоохранительных органов. Как следствие административного регулирования советской экономики, в настоящее время в России отмечается тенденция некоторого сокращения количества крупных городских поселений. Скорее всего, это явление временное, которое прекратится, как только отечественная экономика полностью преодолеет отрицательные последствия советского способа хозяйствования. Тогда, судя по всему, рост численности населения российских городов начнется вновь.

Вопрос "в чем причины объединительной тенденции людей" не имеет однозначного ответа. На поверхности лежит стремление людей к заработку: к поиску мест, где он просто есть или где он наиболее высокий. Возможно, какая-то часть граждан стремится в города ради развлечений. Имеет право на существование и такая полуфантастическая версия как "подсознательное стремление всех животных объединяться в группы для коллективного отстаивания своих интересов". Но для целей нашего учебника это не важно.

Важно, что объединительная тенденция прослеживается всю историю человечества, а как известно количество рано или поздно переходит в качество. Так и простые города, развиваясь постепенно подходят к рубежу, после которого у них проявляются принципиально новые черты и они становятся мегаполисами.

 

3. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕГАПОЛИСОВ

В мировой практике и обыкновенные города и мегаполисы имеют по большому счету только одну общую характеристику – они являются муниципалитетами (в России отечественное законодательство безобоснованно относит города Москву и Санкт-Петербург к разряду субъектов федерации, иначе говоря управление в этих городах осуществляет государственная власть). По остальным существенным характеристикам эти две категории населенных пунктов различаются.

Первое принципиальное отличие мегаполисов заключается в высокой плотности населения. Так, в Москве на один квадратный километр приходится 8,1 тыс. человек, в Токио – 5,4 тыс., в Буйнос  Айросе – 14,7 тыс., в Сеуле – 17,5 тыс., в Париже – 20,5 тыс., в Каире – 33,1 тыс. Для сравнения: в Республике Северная Осетия (Алания) на один квадратный километр территории приходится 140 человек, в Республике Ингушетия – 88 чел., в Республике Татарстан – 56 чел., в Приморском крае – 13 чел., в Архангельской области – 2,6 чел., в Корякском АО – 0,1 чел.

Высокая плотность населения удивительно сочетается с чувством одиночества, когда, несмотря на огромное количество окружающих человека соседей и прохожих, у жителя мегаполиса может сложиться впечатление, что он одинок. Потребность в общении, хоть и является проблемой сугубо психологического свойства, тем не менее достаточно заметно влияет на экономику, проявляясь, в частности, как в весьма характерной ежевечерней перегрузке телефонных линий, так и в развитии индустрии развлечений.

Концентрация людей, а большинство приехавших на постоянное место жительства в мегаполис – социально активные граждане, положительно влияет на рост деловой активности, причем как легальной, так и нелегальной. При этом количество горожан и экономический потенциал поселения не находятся друг с другом в пропорциональной зависимости. Так, в Сеуле ВРП на душу населения составляет примерно 9,2 тыс. долларов США, в Париже – 66,8 тыс., в Токио – 70,7 тыс., а в Москве – 4,9 тыс. Точных данных по данному параметру по Каиру нет, однако его можно оценить примерно как в три раза меньший, чем в Москве.

Обычно значительная часть приезжих – малоимущие и поэтому сам факт их приезда в мегаполис вклада в развитие финансов поселения практически не вносит.

При отсутствии в государстве административных барьеров для свободной миграции в мегаполисе может сложиться весьма разнообразная по национальному составу, вероисповеданию, культуре поведения и расовой принадлежности структура жителей, формирующих в свою очередь неповторимое "лицо" местной экономики. При этом в мегаполисе процент коренных жителей, то есть живущих в четвертом поколении, будет, естественно, незначительным. В результате, в короткие исторические периоды "лицо" мегпаполиса может меняться более чем кардинально, что каждый раз будет влечь за собой перестройку сферы услуг и пр.

В самом мегаполисе исторически могут образоваться кварталы относительно компактного проживания представителей той или иной национальности, вероисповедания, гражданских общин и т.п.. В этом случае в мегаполисе в границах размещения этих диаспор складываются предпосылки для образования муниципальной системы власти на районном уровне. Особо уточним, что речь идет не о городском уровне власти (мэрия), а о придании статуса муниципалитетов отдельным районам мегаполиса. При этом возникает сложность полноценного разделения функций городского и районного уровней власти, особенно с учетом многократного переплетения объектов инфраструктуры разных районов.

Как и всякий населенный пункт, мегаполисы переживают и этапы роста численности населения и периоды относительного "застоя". В настоящее время к первым можно отнести Бомбей, Карачи, Лагос, а ко вторым – Нью-Йорк, Мехико, Москву, Париж.

Второе принципиальное отличие мегаполисов – маятниковая миграция жителей – является следствием высокой плотности населения. Большинство горожан проживают в городах-спутниках, а на работу ездят в центр агломерации. Так возникают утренние и вечерние пиковые нагрузки.

Стимулировать маятниковую миграцию может и политика органов власти в области безработицы. Так, в частности для признания человека безработным орган власти должен очертить виртуальный круг вокруг места жительства этого человека, в пределах которого он не может найти работу. Например в некоторых подмосковных городах радиус такого круга составляла двухчасовая поездка на транспорте. Иначе говоря, человек не признавался безработным и ему не выплачивалось пособие по безработице, если в пределах двухчасовой поездки ему могла быть найдена работа.

Третье принципиальное отличие мегаполисов – отсутствие у органов власти полной и оперативной информации о городском хозяйстве – связано как с размерами поселения, так и динамикой его развития. Чем крупнее поселение, тем финансово дороже и неэффективнее становятся традиционные формы мониторинга – сбор и обработка отчетности. С ростом поселения система мониторинга становится все более и более громоздкой и, соответственно, все менее и менее оперативной, так как в хозяйстве мегаполиса возникают ситуации и явления, прежде не существовавшие (или они не были известны), и на выявление и постановку на учет которых требуется время.

У каждого мегаполиса есть и свои уникальные отличия, связанные в основном с историей развития. Так, первопричиной превращения Токио в крупнейший мегаполис мира стала высокая деловая активность местного населения, начавшаяся сразу после Второй мировой войны. Появились рабочие места, стала развиваться промышленность и параллельно с ней – чисто городские отрасли экономики. Наличие рабочих мест, что особенно важно, относительно высокооплачиваемых и отсутствие ограничений на миграцию  обеспечили приток населения в город. Стали расти доходы городского бюджета и соответственно расходы, в том числе социального и инвестиционного характеров.

Отправной точкой развития Москвы в настоящее время является факт расположения в этом городе федеральных органов власти. Это привлекает в столицу значительное количество крупных предпринимателей, что связано с особенностями отечественной экономики: физическая близость к федеральным служащим зачастую обеспечивает успех крупного бизнеса лучше, чем судебная система, пресса или высокая производительность труда предпринимателя и его работников.

Вслед за предпринимателями в первопрестольную "переезжают" (регистрируются с юридическим адресом) головные компании крупных отечественных холдингов, банков и компаний, что ведет к резкому росту возможностей по взиманию налогов и всевозможных сборов. При этом отечественные органы власти и сами занимаются созданием прибавочной стоимости коммерческого характера, выступая самыми настоящими конкурентами частному бизнесу. Например, путем создания унитарного предприятия, но не для оказания социально важных или экономически невыгодных услуг, а исключительно для извлечения прибыли. Использование органами власти своих властных полномочий делает госбизнес особенно высокоприбыльным.

Несопоставимо (в сравнении с доходами других субъектов федерации) большая доходная часть бюджета столицы позволяет финансировать высокую оплату труда и дополнительные льготы горожанам. Однако, институт прописки, в реальности сохранившийся до сих пор, ограничивает миграцию рядового населения и сдерживает рост численности Москвы. Все сказанное объясняет крепкие политические позиции городских властей перед лицом федерального центра (город является донором федерального бюджета) и их разносторонние политические интересы, в том числе международные.

Кроме всего сказанного, мегаполис отличает и простое обострение всех известных городских проблем. Например, неблагополучная экологическая обстановка, является главным образом следствием интенсивности транспортных потоков и несовпадения темпов строительства промышленных объектов и очистных сооружений. Одним из способов защиты экологии, используемых в Москве, является создание 50-км лесозащитной полосы вокруг столицы с особым статусом – существенное ограничение на вырубку, регулярные новые лесопосадки и пр.

Другая проблема связана с размещением личного автотранспорта. Потребность в автостоянках в мегаполисах существенно обгоняет прирост парка автомобилей. В этой связи мировую известность приобрела борьба мэрии Нью-Йорка с дипломатическими работниками ООН из-за машин, оставляемых дипломатами в не положенных, по мнению служащих городской администрации, местах. Особая пикантность ситуации заключалась в том, что на ооновский транспорт, беспощадно удаляемый с улиц города муниципальными эвакуаторами, распространяется дипломатическая неприкосновенность.

Зачастую одна проблема порождает за собой несколько новых. Так, например в моменты пиковых нагрузок на общественный транспорт в салонах автобусов, трамваев и вагонах метрополитена возникает давка. Регулярность проезда в таком состоянии приводит к совершенно неожиданным побочным последствиям, помимо традиционного неудобства: у пассажира притупляется реакция на естественный  сексуальный стимул – близость тела партнера. Отсюда активный рост бизнеса, основанного на предложении соответствующего медицинского лечения.

Давно отмечено, что горожане в целом живут меньше сельчан, хотя расходы на медицинские услуги в городе на несколько порядков выше, чем на селе. Не удивительно, что именно неблагополучная экологическая обстановка в мегаполисе зачастую служит причиной стремления обеспеченных горожан жить "за городом". Кроме того, стимулирует у разочарованных в собственной медицине горожан спрос на экзотические медицинские и спортивные лечебные программы.

Некоторые другие, также типично городские проблемы, обостряющиеся в мегаполисах: сбор, вывоз и утилизация мусора, строительство и реконструкция инженерных сетей и коммуникаций, обеспечение физической безопасности различных объектов, в первую очередь производств с вредными для окружающей среды технологиями, социальная защита неимущих, бродяг и беспризорников, профилактика и пресечение преступности.

Перечисленные выше принципиальные отличия мегаполисов от обыкновенных городов носят организационный характер, но оказывают существенное влияние на все виды деловых взаимоотношений в мегаполисе и способствуют формированию в мегаполисе качественно новых аспектов финансовых взаимоотношений.

 

4.ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ ФИНАНСОВ МЕГАПОЛИСОВ

Качественно новые аспекты финансовых взаимоотношений выражаются во первых в концентрации в деловой части мегаполиса больших объемов сбережений, вследствие чего часть которых превращается в источник венчурных инвестиций. Таким образом, мегаполис становится местом зарождения и управления высокорисковых или просто авантюрных коммерческих, социальных и политических проектов.

Особенность венчурного капитала в том, что он предоставляется на средний и длительный срок и не может быть изъят до завершения жизненного цикла компании. Фактически это долгосрочный кредит без залога, но под более высокий, чем в банках, процент. Инвестор обычно не вникает в тонкости научной (технической, социальной и пр.) идеи, лежащей в основе проекта, предпочитая проводить детальную оценку организаторских возможностей менеджеров компании добиться поставленной цели.

Сам же венчурный инвестор стремится увеличить свой капитал в 5–10 раз за семь, в среднем, лет. Причем выйти на фондовый рынок с акциями венчурной компании, продать их и получить прибыль он сможет не ранее 3–5 лет с момента начала проекта и весь этот срок венчурный капитал будет неликвиден. Однако ожидание может с лихвой окупиться. В отдельных случаях венчурные инвесторы получали фантастически высокую рентабельность – несколько тысяч процентов.

Вместе с тем, инвестор должен быть готов и к потерям. Согласно опросам венчурных предпринимателей только в 28% случаев полученная прибыль соответствовала ожиданиям, либо превосходила ее. В 44% – была несколько ниже ожидавшейся, а еще в 28% – значительно ниже ожидавшейся.

Второй качественно новый аспект финансовых взаимоотношений выражается в уязвимости финансов мегаполиса. Рост долговых форм взаимоотношений, концентрация (оформление, учет, перерегистрация) которых происходит в мегаполисе, ставит задачу обеспечения ликвидности финансовых инструментов на одно из первых мест в списке приоритетов безопасности функционирования поселения. Если обыкновенный город может просто "не заметить" потерю ликвидности финансовых инструментов и это никак не отразится на работе жизнеобеспечивающих предприятий, сферы услуг, транспорта и пр., то в мегаполисе, где связь предприятий друг с другом через обязательства высока, потеря ликвидности может привести к эффекту домино – массовому банкротству и остановке работы компаний.

Ликвидность может быть потеряна как в случае изменения экономической конъюнктуры, так и по техническим причинам, например долговременного отключения электроэнергии на бирже. В качестве примера можно привести и террористическую атаку на башни ВТО в Нью-Йорке, в которых располагались несколько инвестиционных компаний мирового масштаба. Приостановка работы компаний не привело к полномасштабному финансовому кризису только потому, что были нарушены интересы (финансовые планы) лишь относительно небольшой части американских инвесторов и кредиторов.

Третий аспект заключается в потенциальной необходимости дисконтировании бюджетных потоков. Развитие в мегаполисе финансовых рынков ставит финансовый орган, исполняющий бюджет, в положение водохранилища, плотина которого слабеет день ото дня. Действительно, чем крупнее финансовые рынки, тем большее значение начинает приобретать фактор стоимости денег в жизни поселения. Наличие в бюджетной сфере ресурсов, не имеющих рыночной стоимости, будет фактором провоцирующим желание предпринимателей получить доступ к практически бесплатным бюджетным средствам или распорядителей кредитов – к размещению средств на финансовых рынках, несмотря на наличие соответствующих запретов в бюджетном законодательстве.

Кроме того, не учет фактора стоимости денег при составлении проекта бюджета (особенно по инвестиционным статьям расходов) ведет к росту кредиторской задолженности органов власти. При этом следует иметь ввиду, что процедура дисконтирования не может применяться ко всем статьям бюджета, например к заработной плате и начислениям на нее, размер которых зависит не от фактора стоимости денег, а от административных решений органов власти.

Масштабность финансовых потоков в мегаполисе, активность непредсказуемого венчурного капитала, риск массовых банкротств в случае потери ликвидности финансовых инструментов, а также отсутствие у властей полной и оперативной информации о городском хозяйстве ведут к возникновению существенных трудностей при осуществлении финансового прогнозирования, планирования и контроля.

Так, например в Москве на одного сотрудника городской Контрольно-счетной палаты "приходится" больше одного миллиарда рублей, расходуемых за год. Это очень большая нагрузка, не позволяющая аудиторам осуществлять полноценный контроль за городскими финансами.

 

5. ФИНАНСЫ МОСКВЫ

 

Общие сведения. В 1991 г. в Москве тихо и без особых проблем свершилась самая что ни на есть настоящая бюджетная революция. С целью консолидации всех бюджетных ресурсов столичные органы власти изменили административно-территориальное устройства столицы: задолго до того, как это было сделано по всей России, в Москве были ликвидированы Советы народных депутатов, а всего их было 33, и на их основе созданы 10 административных округов, управляемых префектурами – структурными подразделениями московского правительства. Бюджеты, ранее принадлежавшие Советам народных депутатов, были консолидированы в городской бюджет, который с тех пор называют еще Единым бюджетом Москвы. Каждый административный округ, в свою очередь, был поделен на районы. Всего в столице было образовано 125 районов, органы власти которых получили название "управа".

Большую часть городского бюджета, то есть за исключением целевых бюджетных фондов, исполняет Департамент финансов Москвы. Исторически сложилось так, что исполнение целевых бюджетных фондов (а до 2000 г. они вообще были внебюджетными и их количество превышало полторы сотни) осуществляют префектуры, управы, а также ряд департаментов Правительства столицы.

Департамент финансов Москвы контролирует основной счет Единого бюджета, а 10 финансовых управлений в административных округах ведут так называемые филиальные счета. Кроме того, в каждой налоговой инспекции имеется не менее 10 так называемых приходных счетов, на которые зачисляются все налоговые и неналоговые поступления от налогоплательщиков: на один счет — налог на прибыль, на другой — подоходный и т. д. Ежедневно приходные счета обнуляются и остаток по ним зачисляется на соответствующий филиальный счет. В свою очередь префектура часть поступивших средств оставляет у себя на проведение мероприятий, запланированных в бюджете, а другую отправляет на основной счет городского бюджета. Норматив расщепления устанавливает Департамент финансов, обычно ежеквартально.

С городского уровня власти финансируются столичные органы управления и правопорядка, осуществляются мероприятия по поддержке промышленности, общегородские затраты по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту. Также с уровня города финансируются капитальные вложения и оплачивается содержание бюджетных учреждений городского подчинения.

Финансирование с уровня префектур обеспечивает проведение мероприятий бюджетных учреждений окружного подчинения. С этого же уровня осуществляются расходы в области молодежной политики, выплачиваются пособия и компенсационные выплаты на детей. Районный уровень в Москве до 2003 года формально был приравнен к муниципальному. Но с 1 января в каждом из районов, параллельно с уже существующими районными управами, были созданы муниципальные органы власти.

Как и всегда все, что делается в Москве имеет свою специфику. Бюджетные расходы московских муниципалитетов имеют лишь два направления – финансирование расходов на содержание муниципальных органов управления и финансирование разнообразных мероприятий. У московских муниципалитетов нет бюджетных учреждений и, соответственно, в структуре расходов нет расходов на "содержание". Мероприятия, подлежание финансированию из муниципального бюджета, отбираются депутатским корпусом муниципалитета самостоятельно. их фантазию может ограничить лишь размер доходов бюджета.

Примечательно, что в 2003 году доля расходов на финансирование мероприятий в расходах бюджета была в несколько раз меньше, чем доля расходов на функционирование органов местного самоуправления. Это объясняется тем, что муниципальные депутаты еще не обладают достаточным опытом отбора интересных населению проектов и организации эффективного расходования средств. Предполагается, что со временем сумма средств, выделяемых в бюджете на финансирование мероприятий, будет расти. Для этого правительство города планирует постепенно увеличивать объем средств, закрепляемых за бюджетами муниципалитетов. В 2003 году за ними были закреплены лишь два налоговых источника – налог на имущество физических лиц и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Кроме того, муниципалитеты получают из городского бюджета дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Финансовое положение столичных органов власти. Все значения по этому городу выше среднероссийских на порядок: налоговые и неналоговые доходы в 2001 г. составили примерно 200 млрд. рублей, расходы – 220 млрд. рублей. При этом Москва является крупнейшим заемщиком среди органов власти в стране после Правительства России.

Структура текущей задолженности правительства Москвы – 41 млрд. рублей основного "тела" долга по состоянию на 1.01.2002 г. – представлена всеми видами обязательств. Большая их часть приходится на коммерческие кредиты – почти 70%. Просроченной задолженности нет. Заявлено об отсутствии кредиторской задолженности. Валютная задолженность существенна и составляет 75%.

Общая сумма госдолга города (текущая задолженность и предстоящие к уплате проценты по займам) составляла на начало 2002 г. 49 млрд. рублей, в том числе предстоящих к начислению процентов – 7,6 млрд. рублей. Погашение госдолга ожидается неравномерным. В 2002 г. ожидается погашение 6,7 млрд. рублей, что приведет к серьезной нагрузке на городской бюджет. В 2003 г. размер погашаемых обязательств будет меньше – 2,2 млрд. рублей, а в 2004 г. существенно вырастет и составит 12,5 млрд. рублей.

Госдолг в расчете на одного занятого составляет всего 9,1 тыс. рублей – это среднее значение по России, а общая сумма налогов, уплаченных во все уровни бюджетной системы в расчете на одного занятого, – 93,3 тыс. рублей.  Выше значения только у Ненецкого АО, Таймырского АО и Ханты-Мансийского АО.

Размер госдолга Москвы составляет всего 25% в сравнении с ежегодными доходов, что является позитивным фактом. При этом расходы бюджета города формируются за счет налоговых и неналоговых доходов почти на 90%, что также является одним из лучших значений среди российских регионов.

Всего за 2001 год в городе было собрано налогов в бюджеты всех уровней на общую сумму в 504 млрд. рублей. Распределение налоговой базы между федеральным центром и первопрестольной сложилось в пропорции 55:45 в пользу федерального центра. Вследствие этого городской бюджет теряет до 25 млрд. рублей в год.

В соответствии с проведенными расчетами, правительство города в долгосрочной перспективе кредитоспособно. На 2002 и 2003 гг. органы власти столицы также кредитоспособны. Но на 2004 г., в связи с большим объемом погашаемого госдолга, прогноз менее оптимистичный.

Дефолт в Москве. Представляет интерес опыт Москвы в момент августовского кризиса 1998 г. Единый бюджет Москвы за 9 месяцев 1998 года был исполнен в объеме 34 млрд. рублей, или 90% к плану. В августе и сентябре наблюдалось снижение доходов бюджета. Если в аналогичный период 1997 года среднедневные поступления составляли 200—220 млн. деноминированных рублей, то в 1998 г. — только 40—70 млн. Наиболее катастрофически сложилась ситуация со сбором арендной платы за землю. В III квартале ее поступило всего 3,2% от намеченного. Вместе с тем в 1998 г. произошел не прогнозировавшийся рост поступлений от подоходного налога (процент выполнения плана 9 месяцев — 103,3%) и акцизов (159,7%). Рост подоходного налога был связан с тем, что во втором полугодии у части граждан совокупный начисленный доход превысил 12-процентный порог налогообложения: с 20 тыс. рублей налог брался уже в размере 15%.

Сразу после дефолта в правительстве Москвы был создан специальный кризисный штаб. На него был возложен широкий круг функций: от общего контроля за перечислением налогов в бюджет до отслеживания передвижений отдельных платежек в банках.

Была восстановлена система взаимозачетов. Таким образом, в частности, была урегулирована задолженность перед Московским инвестиционным банком, который предоставил в 1998 г. под гарантию правительства Москвы кредит ЗИЛу в размере 9,3 млн. рублей. Предприятие оказалось не в силах погасить долг, и поэтому правительством Москвы было принято решение, что МИБ те средства, которые клиенты банка направляют на уплату своих налогов в бюджет столицы, перечисляет не на счет Департамента финансов, а использует в счет погашения кредита.

С целью сокращения времени движения налогов по счетам был несколько упрощен порядок зачисления налогов в бюджет: налогоплательщик платил налоги сразу на счета Департамента финансов Москвы, минуя субсчета ГНС. При этом департамент сам собирал и передавал в ГНС сведения, необходимые для учета в лицевых счетах налогоплательщиков. Сама налоговая служба столицы в ряде случаев открывала специальные счета для зачисления налогов, уплачиваемых в наличной форме. К такому весьма нетрадиционному способу уплаты налогов прибегали в основном небольшие компании.

Штабом было принято обращение к ряду крупных плательщиков с просьбой на следующий день после уплаты налогов сообщать об этом факте в налоговую службу. Это позволило налоговикам оперативно проверять деятельность банков и прохождение платежек с бюджетными деньгами.

Помимо мер, направленных на сбор налогов, были предприняты меры и по уменьшению расходов. Практически сразу после кризиса постановлением мэра расходы Единого бюджета были существенно сокращены, причем по отдельным статьям до 60%.

Унитарные предприятия. Одним из крупнейших и социально значимых государственных предприятий столичного правительства является ГП «Московский метрополитен» – комплекс зданий, земельных участков, подземных сооружений и коммуникаций по бухгалтерской стоимости на несколько десятков миллиардов рублей. Основную часть расходов предприятия – почти четверть, составляют расходы на электроэнергию.

Помимо продажи билетов, метро имеет выручку от всевозможных внереализационных операций, в частности: развития коммерческой деятельности (торговля, реклама в метро), обслуживания кабельных трасс сторонних организаций, отпуска электроэнергии сторонним организациям, полученных штрафов, проведения операций с векселями, получения процентов банков, от сдачи в аренду основных фондов и земельных участков.

Вместе с тем, метрополитен убыточен, что связано с отсутствием эффективной системы оплаты проезда лиц, имеющих льготы. В сумме метрополитен получает от городских властей компенсацию (дотации на покрытие убытков, налоговые льготы и пр.) за бесплатный проезд некоторых категорий граждан в размере лишь одной трети от той суммы, на которую он в действительности оказал властям услуг, то есть перевез «бесплатных» пассажиров.

В дотации, выделяемой метрополитену, учтены так называемые «фонды социального назначения», фактически это искусственная рентабельность в условиях убыточности. В рыночных условиях, когда у предприятия есть прибыль, оно конечно же вправе формировать всевозможные фонды, например «развития», «социальной защиты» и пр. Однако, если предприятие убыточно, то ему не из чего образовывать такие фонды. В нашем случае, госпредприятие убыточно не по своей воле, а в силу решений органов власти. Поэтому то, что в состав дотации включены «фонды» является вполне обоснованным. Их размер составляет примерно 5% в сравнении с расходами. Причем, если метрополитен по своей вине допустит превышение фактического убытка над плановым, то теоретически на компенсацию превышения могут быть направлены средства именно этих «фондов».

Охрану порядка в метро осуществляет УВД на метрополитене. Особенность этого подразделения в том, что его финансирование осуществляется за счет средств самого метрополитена и эти расходы включаются в смету предприятия при определении размера дотации. При этом суммы штрафов, накладываемых метромилицией на провинившихся граждан, поступают на счета метрополитена.

Около 10% расходов метрополитена – это амортизационные отчисления. Существует точка зрения, что суммы амортизационных отчислений следует включить в состав бюджета развития Москвы отдельной строкой, как капитальные расходы органов власти столицы на развитие метро.

Среднесуточная перевозка платных пассажиров составляет примерно 10 млн. человек. Это означает условно ежедневную выручку до $1,3 млн. При таких громадных оборотах финансовых средств метрополитен, как впрочем и ряд других крупных столичных госпредприятий, теоретически может быть краткосрочным кредитором московского правительства, способным мобилизовывать в критических для правительства ситуациях большие суммы денег.

Финансовый контроль. Московская Контрольно-счетная Палата была образована одной из первых в РФ. Она старше даже федеральной СП и насчитывает свыше 120 человек, включая 7 аудиторов. За годы работы ею было выявлено масса нарушений. Наиболее типичные: незаконное или не целевое использование бюджетных средств, предоставления поручительств третьим лицам от имени правительства Москвы без оформления залога в пользу города, передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих городу, лицам, не обладающим соответствующими лицензиями, закупка лекарственных средств без анализа ценообразования, незаконные долгосрочные вложения в уставные капиталы ряда компаний, завышение стоимости ремонтно-строительных работ, имеет место существенный рост расходов на управление из-за отсутствия четко определенных норм расходов на управление, в т.ч. на правительственную и сотовую связь, мебель.

Финансовое хозяйство Москвы велико и им руководить действительно очень сложно. Поэтому КСП, ограниченная в административных рычагах борьбы с нарушителями, может использовать только один единственный действительно эффективный способ обеспечения контроля – обеспечение гласности в бюджетной сфере.

 

6. БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВ МЕГАПОЛИСОВ

Невозможно определить будущее финансов мегаполисов без прогноза будущего самих городов. Если тенденция роста поселений сохранится, а нет ничего такого, что говорило бы об обратном, то к 2008 году по прогнозу ООН каждый второй человек в мире будет проживать на городских территориях, а к 2030 году доля горожан в мире достигнет 60%. При этом в развитых странах этот параметр будет значительно большим – 84%. Такая ситуация несомненно скажется на состоянии сельскохозяйственной отрасли, вероятно, она станет еще более убыточной и, соответственно, еще более дотационной нежели в настоящее время.

В 1950 году только один город мира насчитывал более 10 миллионов жителей – Нью-Йорк (12,3 млн.). В 2000 году в мире было 19 мегаполисов, а к 2015 году их количество, судя по всему, достигнет 23, причем подавляющее большинство из них будут располагаться в развивающихся странах. Если взять в расчет, что быстрее всего городское население растет в наименее развитых странах (предполагается, что его численность увеличится в ближайшие тридцать лет в два с лишним раза до 3,9 млрд. человек), то проблема борьбы с бедностью (голод, болезни, отсутствие жилищ и пр.), видимо, станет определяющей в мировых взаимоотношениях. Что предопределит необходимость дальнейшего перераспределение национального богатства развитых стран в пользу развивающихся, а также содействия экономическому развития беднейших стран мира и, в первую очередь, их мегаполисов.

Для России в долгосрочной перспективе актуальна проблема статуса обоих столиц, а также изменение тенденций переселений, что вызовет соответствующие, но, предположительно, не существенные перемены в финансах.

Известно несколько вариантов решения проблемы статуса столиц: восстановить естественное положение дел и преобразовать городские органы власти Москвы и СПб в муниципалитеты, объединить город с прилагающим субъектом федерации (Москву с Московской областью, СПб с Ленинградской областью), сделать города специальными административными единицами в составе федерального уровня власти.

Изменение тенденций переселений выражается в изменении источников миграции и направления миграции. Если раньше отток населения происходил по направлению из сел в крупные города, то в настоящее время – из поселков городского типа в небольшие города с численностью населения до 50 тыс. человек. Теоретически, вслед за термином "брошенные деревни" может появиться новый термин "брошенные поселки". Например, поселки городского типа могут постепенно начать приобретать специализацию: поселки-богадельни (основное население – пенсионеры), поселки-детские сады (основное население – дети и молодежь), вахтовые поселки (основное население – работники местного предприятия, работающие вахтовым методом и живущие в ином месте).

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.