Как в воду глядел …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

ВОЗРОЖДАЮЩАЯСЯ ИНГУШЕТИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
(опубликовано: республиканская газета "Сердало", 15 сентября 1992 г.)

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

Целью данного маленького исследования является попытка, в самых общих чертах, описать бюджет Ингушской Республики (ИР) в недалеком прошлом (1990–1991 годах) и его перспективы в будущем. Данные смет трех районов бывшей Чечено-Ингушской Республики (ЧИР) – Сунженского, Малгобекского и Назрановского, – именуемые в дальнейшем бюджетом ИР, не дают полной информации о доходах и расходах на ингушской территории. В расследовании … не учтены полностью нюансы ведомственного распределения средств.

Под доходами бюджета ИР понимаются не только налоговые поступления и доходы, полученные на территории ИР, в дальнейшем условно именуемые налогами, но и поступления из вышестоящих бюджетов и др. Доходы бюджета ИР в 1990 г. составили 39,9 млн. рублей, расходы – 37,6 млн. рублей, в 1991 г. соответственно – 124,7 млн. и 113,1 млн. рублей. Сразу отметим как положительный факт превышение доходов над расходами, то есть наш бюджет не дефицитен. Еще бросается в глаза огромный скачек доходов и расходов в 1991 г. по сравнению с 1990 г. в три с лишним разом. В чем причина? Может быть, за 1990–1991 гг. ингушская экономика сильно окрепла? К сожалению нет.

Давайте рассмотрим в составе доходов бюджета ИР налоги. В 1990 г. их было собрано 29,8 млн. рублей, то есть 75% от всех доходов, а в 1991 г. налогов было собрано 34,5 млн. рублей или 28% от доходов бюджета ИР. А расходы? Их основная часть, на наш взгляд, приходится на содержание бюджетных организаций и социальное обеспечение населения, то есть на то, что никак нельзя сократить. При этом расходы растут, налоги не прибавляются, а следовательно доля налогов в доходах падает. Это приводит к печальному выводу: без внешней и очень долговременной поддержки ИР просто не сможет существовать.

Остановимся на налогах. Их львиная доля приходится на государственные предприятия и организации, от коммерческих структур поступает мизер. Наименее развит у нас Малгобекский район, далее идет Сунженский и, наконец, Назрановский. Но даже они, взятые все вместе, дали в 1990 г. только 4,2% от налогов, собранных на всей территории Чечено-Ингушетии. По сравнению с г.Грозным этот процент несколько выше – 8,7%. В 1991 г. эти показатели ухудшились и составили 3,9% и 7,5% соответственно. Даже по сравнению с экономикой Чеченской Республики, переживающей не лучшие времена, экономика Ингушетии продолжает стабильно хиреть.

А теперь пересчитаем данные за 1991 г. так, чтобы их можно было сопоставить с показателями за 1990 г., используя индекс розничных цен в целом по Чечено-Ингушской Республике в 1991 г. по сравнению с 1990 г. – 185% при этом доходы составили 67,6 млн. рублей, то есть выросли за год только на 70%, а не в три раза, как мы предполагали в начале статьи. Расходы составили 61,2 млн. рублей, рост всего на 53%. Несомненно, это положительный результат – доходы выросли реально. В то же время оказывается, что сумма налогов составляет всего 18,7 млн. рублей. Стало быть, налогов было реально собрано на 37% меньше, чем в 1990 г. сравним это с данными по ЧИР, где падение составило 32% и с г.Грозным – 28%. Кстати, в первом квартале 1992 г. по сравнению с первым кварталом 1991 г. в ЧР налогов было собрано на 55% (!) меньше.

Из вышестоящих бюджетов Ингушетией было получено в 1990 г. 7,5 млн. рублей, из них 3,1 млн. получено в виде скрытой дотации (из-за особенностей социалистического учета), или 19% от суммы доходов ЧР, а в 1991 г. (с соответствующим пересчетом) – 51,6 млн. рублей или 76% от доходов. Цены за год увеличились в 1,85 раза, и в тоже время дотация в бюджет Ингушетии увеличилась в шесть с лишним раз. В нормальной экономике с ростом цен должен идти рост взимаемых налогов, у нас же растут дотации.

В 1991 г. в вышестоящий бюджет из налогов было перечислено 4,1 млн. рублей в ценах 1991 г. если вычесть из суммы налогов за 1991 г. эту цифру, то получится сумма средств, которые ИР сама может собирать на своей территории и потратить на себя. Она равна 30,3 млн. рублей – 24% от доходов. Остальные 95,3 млн. рублей, что составляет 76% от доходов, были получены из вышестоящего бюджета.

Что же из всего этого следует? Наверное то, что необходимы:

§ крупные государственные капитальные вложения по заранее разработанному плану развития ИР;

§ максимально возможные экономические льготы для всех без исключения экономических структур Ингушетии;

§ понимание того, что экономические льготы дадут эффект лишь тогда, когда законодательно на уровне РФ они будут закреплены на срок не менее 25 лет.

Давайте реально взвесим ситуацию. Налоги покрывали в 1991 г. лишь 24% расходов бюджета ИР. Сейчас эта цифра еще меньше. Есть ли толк от этих налогов? Большую часть расходов за нас несет РФ.

Если ставка налога на прибыль будет равна символическому 1%, то лучшего поощрения предпринимательству трудно и придумать. Одновременно с этим можно бы использовать ряд страховочных мер, связанных с ограничением роста заработной платы и увеличением средств, направляемых предприятием на накопление. Например, при превышении на предприятии средней заработной платы 10-кратной минимальной оплаты труда взимать налог с фонда оплаты труда не 37%, как сейчас, а процентов так до 200%.

Могут возразить, а как же быть с налогообложением таких прибыльных видов деятельности, как коммерция. Видеопоказ и др., им тоже налог на прибыль в 1%? А почему бы и нет. Надо дать возможность всему населению накопить первоначальный капитал. А вот экономически "подсказать" предпринимателям, как лучше его использовать – это задача правительства.

Предложив широкие экономические льготы, надежную юридическую защиту, помощь и поддержку органов правопорядка правительство, кроме всего прочего, может и должно поставить под свой контроль тысячи сегодняшних "свободных" коммерсантов, или "спекулянтов", как их еще называют по старинке. А количество перейдет в качество.

 

"Гонорар  за статью прошу

перечислить на расчетный счет газеты "Сердало"

 

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ: автор публикуемой статьи поднимает важные проблемы, связанные с будущим экономики Ингушской Республики. Но не все положения статьи, на наш взгляд, являются бесспорными. Просим экономистов, финансистов высказать свои соображения по затронутым проблемам.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.