Бывает, что завертишься, не поздравишь …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

В царской России составление государственных смет началось только в XVII веке.

Первая в России смета государственных доходов и расходов была составлена в 1645 г. Однако ее возникновение было связано не с борьбой классов и сословий за право влиять на введение налогов и определение предметов расходования средств, а исключительно в целях упорядочения финансового хозяйства. Дело в том, что в царской России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться, как например на Западе. Более того, царизм сам вызывал их к жизни в собственных интересах, поэтому созданное сверху дворянское сословие всегда находилось в прямой зависимости от власти, и ни о каком ограничении деятельности последней не могло быть и речи. Помещики, дворяне всегда были опорой царя. Известный всем бунт декабристов – одно из редких исключений из общего правила.

Неспешное – в течении столетий – упорядочение финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов России и сети финансовых органов на местах: в губерниях – казенных палат, в уездах – казначейств, аналогов современных финансовых управлений в регионах и муниципалитетах, соответственно. На министра финансов[1] было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по их составлению (так называемый финансовый план Сперанского). Однако, составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем не полное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

Что любопытно, не всегда структурное подразделение органа власти осуществляло именно те расходы, которые проистекали из его названия. Например, с 1649 г. и в течении длительного времени благоустройство населенных пунктов было возложено на полицию.

Только с начала 1863 г. в России был введен в общих чертах сохранившийся до сих пор набор принципов составления государственной росписи доходов и расходов (так называемые принципы построения бюджетов). Он был закреплен «Сметными правилами», высочайше утвержденными 22 мая 1862 года, которое можно признать днем рождения полноценного государственного, а ныне федерального, бюджета.

Государственная роспись представляла собой документ, в котором – и это самое важное его положение – должны были быть приведены все без исключения предстоящие властям расходы и «источники к их удовлетворению». В современном Бюджетном Кодексе РФ (БК РФ) – это ст. 32, предполагающая полноту отражения доходов и расходов в бюджете.

Никакой расход, говорится в Сметных правилах, в «Высочайше утвержденной государственной росписи не показанный… не допускается». БК РФ также предполагает финансирование исключительно предусмотренных в бюджете расходов с соблюдением целевого характера расходуемых бюджетных средств. Однако направление расходования средств, полученных от внебюджетных источников, бюджетное учреждение вправе определять самостоятельно (ст. 161 БК РФ).

Сметные правила устанавливали, что открытые законодательным порядком для разных ведомств кредиты не могут быть увеличены никакими посторонними «вне сметных назначений» поступлениями и поэтому все такие сборы и доходы подлежат передаче «в полной цифре сбора» в Министерство финансов. В БК РФ аналогичный пункт отсутствует, что отвлекает глав администраций от непосредственно управления регионом, и провоцирует заниматься поиском дополнительных финансовых поступлений, реализацией коммерческих бизнес-проектов, но никак не экономным расходованием уже имеющихся ресурсов.

Государственная роспись составлялась на один год (как исключение для некоторых капитальных расходов – два года), бюджетный год совпадал с календарным, как и сейчас. По истечении бюджетного года кредиты уничтожались и оставшиеся неизрасходованными суммы «составляли принадлежность Государственного Казначейства». Действующее законодательство РФ позволяет бюджетным учреждениям оставлять у себя те средства, которые получены от предпринимательской деятельности (ст. 264 БК РФ, ст. 43 федерального Закона "Об образовании").

Ничего не изменилось за прошедшие полтора столетия в сборе доходов. Нынешняя система, когда министерство по налогам и сборам собирает налоги, мингосимущество – средства от использования госимущества, Таможенный комитет – таможенные сборы, ГИБДД, СЭС, пожарные службы, Федеральная пограничная служба, МИД и пр. – всевозможные штрафы и сборы (а еще есть федеральные внебюджетные фонды), в похожем виде существовала и сто лет назад.

Зато порядок составления государственной росписи и современного федерального бюджета диаметрально противоположны. В прошлом веке составление начиналось с низов, с составления смет отдельных бюджетных учреждений. Далее эти сметы обобщались и поэтапно передавались вверх по лесенке государственной иерархии. В конце концов, на основе смет всех министерств и ведомств составлялась государственная роспись. Т.е. процесс шел снизу вверх.

При составлении росписи царский минфин «старается об установлении соразмерности доходов с расходами», готовит письменные предложения в Госсовет по сокращению отдельных статей (сам он не вправе был это делать) и рассматривает перспективы покрытия возможного дефицита.

В противоположность царскому времени, по БК РФ вначале составляется проект расходов федерального бюджета в функциональной классификации расходов, который направляется «федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета». Далее «федеральные органы исполнительной власти» распределяют предельные объемы бюджетного финансирования по получателям бюджетных средств. Последние определяют собственную смету и доводят размер финансирования до подведомственных бюджетных учреждений. То есть, процесс идет сверху вниз.

Срок внесения проекта закона о федеральном бюджете ныне установлен более жесткий, чем в те стародавние времена, – не позже 15 августа. Сметные же правила обязывали минфин подготовить проект государственной росписи не позже 1 ноября.

Представляет интерес, что считается в Сметных правилах экстраординарным кредитом, то есть аналогом нынешних расходов из резервного фонда, либо расходов чрезвычайного характера. Это расходы, которые «по существу своему не могли быть предвидены при составлении и утверждении государственной росписи и без крайнего вреда не могут быть отложены до росписи будущей».

В обоих документах совпадает концовка работы над проектом бюджета. После прохождения парламента «государственная роспись по утверждении ее Высочайшею властью обнародывается во всеобщее сведение». Однако подробного разъяснения как, в какие сроки и по каким правилам это делать нет. Не понятна также, какая при этом преследуется цель.

Сметные правила написаны простым и понятным языком, несмотря на то, что это стиль и обороты прошлого века, а формулировки достаточно четки в отличии от БК РФ, с его дремучим административным языком, понять который можно лишь с третьего раза.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.



[1] Первым в истории России министром финансов был граф Васильев Алексей Иванович.