Финансы МГУ хитрая штука, не всякому доверится …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

 

ФИНАНСЫ  МГУ

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

Нынешним летом (2000 год) Московский Государственный университет в очередной раз встретит абитуриентов, но никто из них не обратит внимания, что их жажду знаний, питания и крова, обеспечивает гигантский, слаженно работающий комплекс.

Все мы привыкли, что МГУ – это старейшее и авторитетнейшее учебное заведение. Но кроме того, МГУ – это еще и эффективно функционирующая совокупность земельных участков, зданий, коммуникаций, другого имущества. Структура МГУ очень сложна – это 21 факультет, 289 кафедр, 7 НИИ, 9 учебно-научных баз, 3 музея, свои издательство, типография, автобаза, спортивные базы, жилье и др.

Статусом юрлица в структуре МГУ обладает, как ни странно, не только сам университет, но и некоторые его подразделения. Дело в том, что еще до Великой отечественной войны ряду факультетов, в том числе таким стратегически важным как физическому и химическому, были даны специальные разрешения на получения статуса юрлиц и открытие банковских счетов. Поскольку остальные вузовские подразделения не являются юрлицами, то, соответственно, они вообще-то не должны иметь собственных счетов в банковских учреждениях.

Наличие у факультета статуса юрлица создает коллизию, которая связана с тем, что юрлицо, занимающееся образовательной деятельностью должно иметь соответствующую лицензию, а названные факультеты ее не имеют. Другой нюанс состоит в том, что юрлица должны самостоятельно сдавать отчетность в органы власти (МНС, Госкомстат и др.), в данном случае факультеты отчитываются перед МГУ, а уже он в свою очередь – перед органами власти.

Уже в наше время, ряд факультетов, таких как например экономический, смогли получить право на открытие счетов, но без образования юрлица, а по доверенности, полученной от ректората. Счета используются в основном для ведения внебюджетной деятельности. Кстати, по размеру внебюджетных доходов можно косвенно оценить привлекательность того или иного вузовского подразделения среди абитуриентов. Экфак один из самых «богатых», в начале лета 2000 г. у него имелось около 30 млн. внебюджетных средств. Всего же только пять факультетов (в т.ч. юридический) из двух десятков могут считаться более-менее состоятельными.

Поскольку МГУ – бюджетное учреждение, то его бюджетные счета открыты в органах казначейства. Взаимоотношения вуза и государства сложны, что в первую очередь является следствием сложной структуры самого университета. Часть операций бюджетного финансирования выполняет московское городское казначейство и часть – отделение казначейства по западному округу столицы.

У факультетов, до сих пор не имеющих счетов, нет прямого контакта с казначейством и все финансовые операции они проводят через центральную бухгалтерию вуза.

Формирование проекта сметы на будущий год осуществляется на основании прогнозов Минфина РФ и Минэкономики (теперь уже бывшего), традиционно не совпадающих друг с другом. На их основе, а точнее на основе материалов Минфина, планово-финансовое управление МГУ готовит смету расходов вуза.

Университет в числе немногих бюджетных учреждений имеет свою «строчку» в федеральном бюджете. Это объясняется тем, что вуз признан особо ценным объектом культурного наследия России и поэтому должен финансироваться напрямую из федерального бюджета. Курируется вуз департаментом бюджетной политики Минфина РФ.

Расходы на МГУ в 1999 г. были запланированы в размере немногим более 84 млн. рублей на научную деятельность и 521 млн. на обучение. Для сравнения, это 0,1% от расходов федерального бюджета. Запланированные расходы профинансированы на 100%. Причем, заработная плата и стипендии были профинансированы полностью и в установленные сроки, но по остальным расходам допускались задержки. Попытка проанализировать расходы вуза на основе сведений, содержащихся в федеральном Законе «О бюджете на 1999 г.», ни к чему не привела. Из ведомственной структуры расходов ничего невозможно понять.

Бюджетное финансирование не покрывает всех потребностей вуза. Это ведет к необходимости участвовать, в частности, во взаимозачетах, что с технической точки зрения оказалось делом не простым. Например, МГУ должен Мосводоканалу, но сам водоканал, что важно, не имеет задолженности в федеральный бюджет, поэтому вузу пришлось искать партнеров и составлять сложную зачетную цепочку

Коммунальная тема чрезвычайно актуальна для МГУ, поскольку в прошлом году коммунальные расходы были предусмотрены в бюджете в размере 512 тыс. рублей, это все равно, что ничего. Соответственно университет ничего и не платил. В результате, его задолженность, и без того большая, значительно увеличилась.

В этом годе ситуация улучшилась: коммунальные расходы в бюджете предусмотрены, но только на 50% от потребности. Остальные 50%, по мысли Минфина, вуз должен самостоятельно изыскать из внебюджетных средств. Несмотря на сопротивление факультетов, ректорат МГУ мобилизовывает до 30% их внебюджетных доходов на уплату общевузовских потребностей, среди которых на первом месте – коммунальные платежи. Но тем не менее этого не достаточно.

Долг МГУ перед Мосводоканалом достиг 29 млн. рублей, а общий размер кредиторской задолженности по одним только энергоресурсам превышает 80 млн. рублей. По этому поводу Мосэнерго уже судится с МГУ.

Учет общего размера кредиторской задолженности не ведется. Известно, что задолженность (необоснованная, т.е. возникшая из-за заказа работ и услуг не предусмотренных в смете вуза) по ремонту составляла на начало года 8 млн. рублей, однако к настоящему времени была самостоятельно снижена строительным подразделением вуза почти вдвое за счет источников, оставшихся планово-финансовому управлению неизвестными. Значит есть резервы.

В настоящее время университет осваивает $500 млн. кредит, выделенный по линии правительства Японии. На часть этих средств, полученных под гарантию ректората МГУ, ведется ремонт основного здания университета. Другая часть займа (до половины?) поступило на нужды и под гарантию непосредственно деканата экономического факультета на строительство здания «Школы Бизнеса». Обоснованность этого строительства вызывает сомнение, поскольку экономически выгоднее было бы просто освободить помещения, сданные факультетом в аренду. Кроме того, имеет место уникальная ситуация, когда структурное подразделение юрлица наравне с самим юрлицом дает гарантии и выступает заемщиком. При этом данное юрлицо, что важно, не ведет учета своей задолженности.

МГУ является плательщиком земельного налога и, возможно, правительство Москвы установит ему льготы по своей части налога. В свою очередь вуз получает арендную плату за предоставление в аренду земельных участков. В 1999 г. ее поступило примерно на 4 млн. рублей.

Сдача территории и помещений в аренду осуществляется факультетами самостоятельно. В составе ректората МГУ есть централизованный отдел договорных отношений, но он лишь отслеживает решения подразделений вуза о заключении договора. Средства, поступающие от аренды, должны зачисляться на счета в федеральном казначействе, что повышает прозрачность финансов вуза.

Несмотря на внушительных размеров финансовые потоки университета, сотрудники МГУ не могут похвастаться заработком. Вузовский профессор получает из бюджета около 2100 рублей в месяц. В советское время он получал 450 рублей и был достаточно обеспеченным человеком. Трудно сказать какой должна быть его зарплата в настоящее время, но уж точно не 2000 рублей, а значительно больше. Средняя зарплата обслуживающего персонала – 840 рублей. Нищенская оплата государством образовательных услуг авторитетнейшего вуза выглядит совершенно не естественно.

Что касается использования внебюджетных средств на оплату труда, то это внутреннее дело каждого факультета и ректорат МГУ в это не вмешивается. Однако, с 1998 г. факультеты стали согласовывать с планово-финансовым управлением МГУ сметы своих внебюджетных расходов, что усиливает контроль ректората за подразделениями вуза.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.