Тональность у этой статьи … скажем так … не очень, но, полагаю, это обосновано.

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

 

ФИНАНСЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

Редакция газеты "Время МН" начинает новый проект, цель которого показать связь финансов, важной и сложной экономической категории, с реальной, повседневной жизнью в регионах. При этом, мы не стремимся давать оценки, мы хотим показать ситуацию какой она есть.

Для публикаций будем отбирать примечательные в чем-то территории – по экологии, по экономической развитости, по зависимости от энергоресурсов, туризма и пр. Разумеется, необходимо считаться с тем, что газетный формат не позволяет раскрыть тему полностью.

Особо обращаем внимание читателей – надо иметь ввиду, что не все и не всегда зависит от конкретных чиновников. Кроме того, сведения о финансах обладают таким свойством, что один и тот же параметр можно интерпретировать совершенно по разному. Поэтому редакция считает первостепенно важным не, например, процент исполнения бюджета и т.п., а сам факт открытости органов власти, их готовности идти на раскрытие информации, какой бы негативной она не была.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––

 

I.  ФИНАНСЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

 

На протяжении ряда лет Костромская область характеризуется наименьшими доходами консолидированного бюджета среди регионов центра России. Этот факт накладывает свой отпечаток на финансовые взаимоотношения в области, и через сложную цепочку экономических и социальных связей проявляется в повседневной жизни рядовых граждан.

 

Но стала жизнь сложнее, а не проще

По численности населения вся область ненамного опережает центральный административный округ Москвы, зато по размерам доходов консолидированного бюджета находится на последнем месте среди территорий центрального экономического района. Плотность населения в области наименьшая среди ближайших субъектов федерации, много брошенных деревень.

Из почти, что восьми сот тысяч жителей области 35% проживают в Костроме, а всего горожан – 65%. Общероссийская тенденция переезда сельских жителей в города наблюдается и здесь. Принято говорить, что это вызвано тем, что регион находится в зоне рискованного земледелия. Однако люди живут здесь никак не меньше восьми столетий и наверное уехали б намного раньше, будь дело только в климате.

Структура доходов консолидированного бюджета Костромской области отражает дотационный характер региона. Треть всех доходов – безвозмездные перечисления, в основной своей массе, из федерального бюджета. Налоговые доходы (62% от всех доходов), в свою очередь, характеризуются не очень качественной структурой, их половину составляют всего два налога: подоходный и на прибыль.

Вместе с тем, в последние полтора года наблюдается некоторое улучшение финансовой дисциплины в части работы с дефицитом бюджета, поскольку отмечена небольшая тенденция к росту профицита. Превышение доходов над расходами идет в основном на погашение заемных средств. Однако эта тенденция проявляется только на областном уровне. На муниципальном – дефицит лишь прогрессирует.

 

Опять в государстве пустая казна

Распределение налоговой базы между уровнями власти ежегодно приводит к разногласиям. На диаграмме 3 хорошо видно, что периоды побед и неудач были у всех уровней власти, однако к настоящему времени ситуация стабилизуется: доля областного бюджета в налогах, собираемых на территории Костромы, стабилизируется на уровне 20%, доля федерального бюджета непрерывно растет, а доля города неуклонно падает.

В горадминистрации с сожалением отмечают некорректное поведение федеральных властей. Федеральный бюджет, поскольку у него растет сумма доходов, вполне естественно повышает зарплаты своим бюджетникам. В то же время он рекомендует региональным и муниципальным властям, чьи доходы в лучшем случае не уменьшаются, сделать то же самое. Если местные власти этого не сделают – в глазах общественности они будут плохими, если сделают, то только за счет прироста задолженности перед кем-то, например, коммунальщиками, что в конечном счете приведет у них к задержке зарплаты, росту задолженности перед бюджетом и пр.

Практически все налоги в области уплачиваются через отделение Федерального казначейства. В том числе и региональные и местные, работу с которыми федеральная структура выполняет для областных и муниципальных властей бесплатно.

Работа через казначейство сводит неденежное исполнение бюджета к минимуму. Однако, есть варианты: бюджет что-то покупает у недоимщика, а тот, в свою очередь, этими же деньгами немедленно гасит задолженность.

В целом по области за 1 п/г 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. на фоне роста производства промышленной продукции, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению на 20-25% произошел рост уплаченных налогов во все уровни на 57%, но в тоже время произошел рост недоимки на 25%.

Органы власти принимают определенные меры по сокращению недоимки. В частности, руководителей предприятий-неплательщиков вызывают на специальную оперативную комиссию, где с ними с ними неоднократно беседуют, в том числе "один на один": выясняют причины неплатежей и какая нужна помощь, согласовывают график погашения долга.

 

К желанной намеченной цели

Разумеется, финансы – это не более чем инструмент, которым физические и юридические лица пользуются для достижения своих целей. Как и любой инструмент, финансы зависят не сколько от своих характеристик, размеров например, а от опытности того, кто ими пользуется. Легендарным стал подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, в одиночку и с пустыми руками фактически разгромившего огромный вражеский отряд. У него была цель нанести противнику максимальный урон и он этой цели добился.

У руководителей области так же есть цели. На первые выборы глава области Виктор Шершунов шел под лозунгом вывода экономики области из прорыва. Если понимать под выводом экономики из прорыва исключительно прирост объемов промышленного производства, то цель достигнута.

На вторые – "Достаток в каждый дом". Второй губернаторский срок закончится в декабре 2005 г., только тогда можно будет подвести окончательные итоги и определить достигнута цель или нет. Вместе с тем, необходимо отметить, что значение слова "достаток" понимают все, но это слово субъективно, следовательно, каждый понимает его по своему. Для одних достаток это лишние сто рублей, для других речь может идти о десятках тысяч долларов. Например, глава департамента экономики обладминистрации Владимир Суворов считает, что "достаток" – это в первую очередь ликвидация задолженности по зарплате, выплата всем молодым мамам по 10 тыс. рублей за каждого рожденного ребенка. А его коллега из администрации г.Костромы Наталья Подкопаева говорит о низких тарифах для населения.

В областном законе о бюджете на 2000 г. были сформулированы цели работы обладминистрации на 2000 год, достижение которых попытаемся отследить. Всего целей было поставлено шесть:

§ "закрепление тенденции увеличения объемов промышленного производства и на этой основе обеспечение роста валового регионального продукта;

§ повышение уровня собираемости налогов;

§ максимальная концентрация финансовых ресурсов для решения задач обеспечения стабильности в социальных отраслях и поддержки социально незащищенных категорий населения;

§ снижение неденежных форм расчетов;

§ обеспечение оптимальной структуры обслуживания государственного долга;

§ контроль за целевым и экономным расходованием бюджетных средств."

Первая цель предполагает увеличение ВРП за счет роста промышленного производства. Размеры увеличения не обозначены (примечательно, что сельскому хозяйству аграрного региона отводится не первостепенное место, раз в целях только рост промышленного производства). Но, тем не менее, можно отследить достижение данной цели. ВРП в 2000 г. по сравнению с 1999 г. вырос, значит поставленная цель достигнута.

Пятая цель не выполнена. Дело в том, что добиться оптимизации структуры госдолга невозможно в условиях, когда госдолг обслуживается не в полном объеме (об этом далее).

Все остальные пункты содержат не цели, а благие намерения. Например, совершенно бессмысленно расходовать средства бюджета области во имя "повышение уровня собираемости налогов". Точно также не могут бюджетные средства расходоваться во имя концентрации финансовых ресурсов; концентрация – это мероприятие, которое необходимо выполнить до начала расходования денег.

Возможно, понимая отрицательные последствия обозначения в законе о бюджете конкретных целей, то есть возможность объективной оценки их достижения, в закон о бюджете на 2001 г. такую позицию не включили.

Аналогичное несоответствие названия и содержания встречается и на муниципальном уровне. Так, документ, называемый программа социально-экономического развития одного из муниципалитетов, включает в себя лишь перечень предлагаемых к реализации инвестиционных проектов, но не содержит описание механизма того, как будет достигнуто благополучие территории.

 

Сорвался с ветки желтый лист

Основные расходы бюджетов всех уровней в области – образование (26%), ЖКХ (21%), здравоохранение (14%). Доля расходов на управление на областном уровне (4%) значительно ниже, чем на муниципальном (9%).

В настоящее время те доходы, что получает облбюджет тратятся, что называется "с колес". Областной бюджет на 2001 г. – объемный, глубоко проработанный документ – был принят поздно, в апреле. До этого момента, поступающие доходы расходовались по временной схеме (одна двенадцатая бюджета 2000 г.), после – пришлось выравнивать объемы финансирования по статьям.

Расходование осуществляется по традиционной схеме. Из бюджета средства поступают на счет соответствующего департамента, далее он финансирует свои подведомственные бюджетные учреждения.

У каждого бюджетного учреждения может быть три счета, два обязательных – целевой под зарплату и общий, куда зачисляется все прочее бюджетной финансирование, а также внебюджетный, открываемый по специальному разрешению департамента финансов под зачисление доходов от оказания всевозможных платных услуг, спонсорской помощи и пр. Например, музеи, средства от продажи входных билетов, зачисляют на внебюджетный счет. Но примечательно, что пройти в музей "Ипатьевский монастырь" можно и без билета, через вход, противоположный основному. Кроме того, у ворот монастыря висит ящик для сбора пожертвований. Многие жертвуют, ошибочно полагая, что деньги идут в распоряжение церкви.

Отметим также, что доходы и расходы с внебюджетных счетов бюджетных учреждений в областном бюджете не отражаются, хотя должны, согласно Бюджетного Кодекса.

У департамента информации кроме того, имеется еще один, четвертый счет, на который зачисляются средства, предназначенные для финансирования СМИ. Из областного бюджета дотируются практически все газеты и телекомпании. Принципы взаимоотношений разнообразны. Три телекомпании финансируются на основании специального договора, где взамен денег они обязуются обеспечить изготовление и прокат программ, установлен лимит их времени. Еще одна целиком финансируется по смете.

Что касается газет, они получают дотацию на покрытие убытков и на централизованное приобретение бумаги. Бумага приобретается департаментом, а потом передается газетам. На бумаге это отражается как дотирование денежными средствами. Централизованное приобретение бумаги позволяет получить 5% скидку, что составляет около 19 тыс. рублей экономии в месяц.

Из 12 млн. рублей совокупных расходов 25 сельских газет 4 млн. покрывается за счет доходов от реализации, еще 1 млн. – от размещения рекламы. Оставшиеся 7 млн. рублей убытка – это дотации из областного бюджета (4,9 млн. рублей), федерального (1,4 млн. рублей) и из муниципальных бюджетов (150 тыс. рублей). Оставшаяся часть убытка, это примерно 600 тыс. рублей, была покрыта приростом кредиторской задолженности редакций.

Кроме собственных дотаций, обладминистрация содействует СМИ в получении дотаций из федерального бюджета. Содействие заключается в централизованном оформлении необходимых документов в федеральном Министерстве по делам печати. Отметим, что данная дотация поступает на счета сельских редакций непосредственно из федерального казначейства, минуя облбюджет.

В бюджете города Кострома также предусматриваются средства на дотирование СМИ в размере 1 млн. рублей. Сумма делится на две неравные части – 300 тыс. рублей и 700 тыс. рублей и перечисляется соответственно в гордуму и горадминистрацию. Они сами распределяют средства по изданиям.

Из облбюджета дотируются ряд унитарных предприятий. Например, одно из них – Костромской ипподром – является федеральной собственностью, но тем не менее полностью финансируется из областного бюджета в размере примерно 700 тыс. рублей в год. Официальная причина, по которой так происходит в том, что ипподром выполняет областной госзаказ: ежегодно поставляет жеребцов в хозяйства области для "воспроизводства лошадей". В принципе, рыночная цена такой услуги 2–3 тыс. рублей и три десятка имеющихся в наличии жеребцов могут принести конюшне максимум 100 тыс. рублей выручки. Значит остальные 600 тыс. рублей – на самом деле просто дотация.

Кроме того, конюшня имеет внебюджетные доходы от проката лошадей для верховой езды (50 рублей в час, для сравнения в Москве – 200-300 рублей), продажи навоза, проведения соревнований, реализаций лошадей. Внебюджетные доходы в совокупности достигают половины сметного финансирования.

Достаточно редко, но все же ипподром получает из федерального бюджета разовые суммы, имеющие целевое назначение, например недавно получили на ремонт дорожек 50 тыс. рублей. Иногда еще горадминистрация Костромы оказывает «помощь», так по случаю одного из праздников город подарил конюшне лошадь, а один из конюхов получил бесплатно однокомнатную квартиру.

 

Всего себя открою, не тая

Ряд органов власти области предоставили сведения о своем финансовом состоянии.

Результат – органы власти финансово несостоятельны, сложно подвергнуть сомнению, поскольку размер задолженности в три с лишним раза превышает доходы, а та задолженость, что не просрочена, носит краткосрочный характер. Однако, чиновникам волноваться нет причин, поскольку процедура банкротства органа власти в России еще не разработана.

Обращаем внимание, что органы власти ведут не полный учет кредиторской задолженности, а также, что в таблице рассчитана именно "задолженность", но никак не "долг". Разница между этими двумя понятиями в том, что долг включает в себя текущую задолженность и будущие, еще не начисленные на бумаге, проценты. А также штрафы, пени и, в отдельных случаях, комиссионные.

Большая часть задолженности обладминистрации – гарантии. Они слагаются из гарантии перед Минфином РФ по автобусному кредиту для горадминистрации (398 млн. рублей) и по ряду собственных сельхозпрограмм (44 млн. рублей).

У области имеются давно просроченные, так называемые сельскохозяйственные облигации. Перспективы возврата средств по ним близки к нулю. В области ждут волевого решения Минфина по этим бумагам (т.е., что простят) и, более того, полагают, что и бюджетные ссуды тоже не долг, а межбюджетные отношения.

Но, как показывают последние события, ждут зря. Минфин РФ, не предавая особо широкой огласке неплатежи регионов, то есть не подавая на них в суд, посадил регионы на "счетчик" – одно из последних постановлений Правительства не оставляет должникам никаких надежд на прошение.

Интереснее всего ситуация в горадминистрации Костромы. Несколько лет назад город взял валютный кредит на закупку автобусов марки Мерседес. Автобусы уже скоро начнут разваливаться, а вопрос как возвращать средства далек от своего решения. С точки зрения обычной логики, купив автобусы власти должны были, учитывая особый уровень комфорт, установить и особую плату за проезд в них. Такую, чтобы в тариф был включен возврат долга. Но, видимо, горадминистрация планировала быть хорошей и, не трогая кошельки граждан, вернуть кредит за счет бюджета. Теперь городские чиновники оправдываются, что во всех бедах виноват дефолт. Видимо он и будет возвращать долг.

В настоящее время, у города три сорванных платежа по автобусному кредиту на общую сумму примерно $3,3 млн. Так как область поручалась за город, теоретически в условиях неплатежа, она должна исполнить гарантию. Но не исполняет и, судя по всему, расплачиваться в итоге приходиться Минфину РФ, который также поручался, но уже в свою очередь перед самим кредитором. Можно предположить, что в силу такого расклада, руководство области, что называется попало "на крючок" руководству Минфина.

Может Минфин простит долг – искренне надеються в горадминистрации.

 

Как сладко дремлют депутаты

"Мы на паперти стоим", считают в администрации г.Нерехта. Чтобы сделать ремонт здания администрации, ее сотрудники вынуждены были выйти поработать на поле со льном. Заработанных таким образом денег хватило на ремонт пола на первом этаже здания.

Администрация района выкручивается традиционно – оплачивает счета не полностью: газ и электроэнергию на 50% от необходимого, питание – 25%. Наиболее крупные долги образовались перед газовиками – 35 млн. рублей. Еще чуть-чуть и РАО "Газпром" за долги просто заберет весь муниципалитет к себе в собственность.

Нельзя не отметить один просто фантастический факт: в этом муниципалитете закон о бюджете не принимается. Местные депутаты ежегодно утверждают отчет об исполнении бюджета и, зачем-то, Положение "О бюджетном процессе".

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––

 

II.  ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

Всего две отрасли экономики области можно признать успешными – связь, а также черную и цветную металлургию. Успешными, в том смысле, что одновременно с увеличением сумм уплачиваемых налогов произошло снижение задолженности по налогам.

 

Ни яркого солнца, ни звезд, ни луны…

Органы власти области, как известно, обязаны способствовать развитию экономики региона. На областном уровне это проявляется в господдержке одной из базовых отраслей экономики – лесной. После приватизации, акционировавшиеся предприятия лесной отрасли не смогли, по утверждению областных чиновников, самостоятельно оправиться от потери прежних производственных связей, обросли множеством посредников, и поэтому обладминистрация инициировала создание государственного предприятия "Костромская лесопромышленная компания", в которой были централизованы большая часть продаж леспромхозов. Кроме того, этой компании были поручены регулярный мониторинг состояния леспромхозов, что предполагает прозрачность для власти финансов этих частных предприятий, а также привлечение для них инвестиций.

В результате, ряд предприятий даже стали наращивать объемы производства. Примечательно, что для органов власти ориентиром успешности работы компаний также служит именно объем производства, а не наличие и размер прибыли. Объясняется это тем, что прибыль укрывается, а объем производства занизить сложнее.

Другим методом, используемым органами власти, помимо централизации производства, является попытка добиться включения того или иного "бедствующего" предприятия в мощный холдинг, способный обеспечить это предприятие гарантированными заказами. Например, администрация г.Нерехта ведет работу по включению местного мехзавода (оборонка) в состав объединения "Базальт".

В последние годы доля убыточных предприятий в целом по области стабильно держится на уровне 50%. Аналогичных данных по лесной отрасли нет, однако известно, что по этой отрасли поступление налогов во все уровни бюджетной системы России в 1 п/г 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. сократилось почти на 20 млн. рублей. В то же время задолженность по налогам увеличилась почти на 90 млн. рублей. Можно только предположить, что именно за счет прироста недоимки и финансируется рост объемов производства.

Из реальных достижений обладминистрации можно отметить создание СП с немцами. Общий объем ожидаемых инвестиций составляет DM500 млн., а в 2001 г. предполагается освоить DM100 млн.

Вообще, к несомненным инвестиционным достоинствам области в обладминистрации относят мощную базу – леса, дешевую рабочую силу и наличие развитой дорожной сети. Что интересно, именно активным строительством новых дорог в последние год-полтора объясняется чиновниками стремительный прирост преступности и наркомании – увеличился транзит, увеличилось количество приезжих-злодеев.

Основные проблемы экономики региона: социальная сфера, трудности со сбытом продукции, низкая инициативность менеджеров отдельных предприятий. Кроме того, осложняют госуправление отсутствие достоверной и полной информации о состоянии экономики региона. В области зарегистрировано около 13 тыс. предприятий, однако статистическую отчетность сдают не все из них, в зависимости от формы – 300, 700 или 3 тыс. компаний.

Рэкета в области по большому счету нет. Как говорят сами предприниматели, большинство более-менее серьезных бандитов ушло в Москву, потому, что оставаться в Костроме им не было никакой экономической целесообразности, не копейки же собирать. Оставшиеся переходят в легальный бизнес. Робкие попытки рэкетиров-любителей, хоть что-то с кого-нибудь собрать наталкиваются на резонное: а что вы можете, какие проблемы бизнеса способны решить, чем вы лучше милиционеров?

Возможно поэтому, но, тем не менее, у обладминистрации нет специальной программы защиты инвесторов в случае возникновения у последних проблем с криминалом.

Одно из прибыльных предприятий, которое в настоящее время выплачивает своим сотрудникам наивысшую по области зарплату, – Костромская ГРЭС. В свое время она была выведена из собственности области и входит ныне в состав РАО "ЕЭС". Не получающая от власти никакой господдержки (дотаций, льгот и пр.), станция прибыльна и, более того, производит самую дешевую в центральном регионе электроэнергию. Теоретически, это должно способствовать высокой степени финансовой устойчивости костромских предприятий и конкурентоспособности их товаров.

Поиском инвестиций занимаются не только в обладминистрации, но и в муниципальных органах власти. Это делается следующими методами: поиск потенциальных инвесторов путем чтения прессы, а также ожидание обращений инвесторов. Кроме того, деловую активность глав администраций стимулируют банкиры, периодически обращающиеся к ним с предложением кредитов.

 

Да избежать всех ловчих ям

Костромской Сбербанк суров и неприступен. Он требует от своих клиентов легальной прибыли, дает кредиты только под реальный залог, а не по дружбе, ведет "черный список" лиц, нарушавших обязательства. И вообще, на полном серьезе считает невозврат, то есть невыполнение взятых на себя обязательств, непорядочным.

Вместе с тем, это Сбербанк – это крупнейший финансовый центр области. Как сообщил его глава Александр Герасимов, по объему выданных кредитов банк занимает первое место среди банковских учреждений региона. Из 680 млн. рублей кредитов, выданных на 1.07.01 г., 450 млн. приходятся на Сбербанк.

Юрлиц банк кредитует в пределах календарного года, физлиц – до 15 лет. Размер кредита устанавливается в зависимости от стоимости залога, которую определяют независимые оценщики, в пределах 50–70% от залога.

Невозвратов нет уже достаточно давно, однако в случае временных финансовых затруднений банк может пойти навстречу заемщику и реструктурировать задолженность.

В ряде случаев банк сталкивается с неадекватным отношением к себе. Так, за аренду помещений под филиалы, с банка иногда пытаются получить гораздо больше средств, чем это следовало бы исходя из рыночных цен на аренду. Аргументация при этом выдвигается , безусловно, серьезная: "А с ликеро-водочных магазинов мы берем еще больше".

Широко известен тезис, что банки перекачивают региональные ресурсы в Москву. Для Костромской области ситуация такова, что местные инвестиционные проекты просто не выбирают всех финансовых ресурсов, имеющихся в области, в том числе и у Сбербанка.

 

Такие мы – чудны и странны

Тепличный комбинат "Высоковский" известен на всю область своими овощами. Кредитов они не берут, считая, что это дорого. Комбинату проще и дешевле договориться с, например, энергетиками об искусственном образовании временной задолженности, чем брать кредит. Обычно, так и поступают в зимнее время.

В первом полугодии 2000 г. комбинат сработал с прибылью, правда не от основной деятельности. При объеме реализации в 56 млн. рублей, имеет все лишь 40 тыс. дебиторской задолженности, что объясняется строгой отгрузочной политикой. Последний случай обмана, когда по подложным платежным документам забрали товар, был три года назад.

В год комбинат, по утверждению замдиректора Алексей Ситникова, может инвестировать 3–4 млн. рублей, в основном из средств амортизационного фонда. Временно свободные средства комбинат размещает только на депозитах, другие способы считает не совсем надежными. Дочерние компании не учреждает, поскольку сложно отслеживать там финансовые потоки.

Комбинат, что интересно, весьма заинтересован в совершенствовании одной из госструктур – санэпидемстанции. Таким они видят выход из ситуации, когда "нас они проверяют каждые два-три месяца, а на рынок их калачом не выманишь".

Комбинат имеет достаточно устойчивое финансовое положение, даже несмотря на соседство с одной из самых криминогенных точек Костромы. Это объясняется не только охраной и строгой отгрузочной политикой. Существует специальная система стимулирования работы разных сотрудников. Например, зарплата сантехника зависит, в частности, от качества утепления парников, а это определяется по приборам учета. Зарплата в отделе реализации – оклад плюс премия (за реализацию, за экономию и пр.).

Кроме того, статус комбината – сельскохозяйственный – влияет на размер земельного налога в сторону уменьшения. Это немаловажно, потому, что комбинат занимает большие площади.

Наконец то, что собственник комбината – государство в лице обладминистрации, позволяет, как считают в теплице, больше средств направлять на инвестиции, а не на потребление.

Антипод теплицы – государственное унитарное предприятие "Лужки" (к мэру столицы никакого отношения не имеет), весьма знаменитое место. Это как раз тот самый злополучный 101 километр, куда выселяли из Москвы. Тихое и спокойное место, самогон гонят в каждом втором доме, милиция и участковый в Нерехте, за 18 километров. Некоторые из жителей, отказываясь от предложения директора предприятия Виталия Уткина поработать, резонно отвечают, зачем, ведь можно просто украсть.

Предприятие имеет бюджетное финансирование, получаемое в рамках федеральной целевой программы развития Костромской области. Размер финансирования в первом полугодии 2001 г. составил 800 тыс. рублей, это 23% от всей выручки. Таким образом, даже несмотря на формальное наличие прибыли в размере 150 тыс. рублей, "Лужки" убыточны и существуют только благодаря бюджетной подпитке.

 

Нам ли спорить с природой

Основная деятельность органов власти сводится к поддержке крупных производств, но и определенная работа по развитию малого бизнеса или, говоря иначе, стимулированию предпринимательской активности населения, также проводится. Для этого на областном уровне создан специальный фонд, размером в 1 млн. рублей, из которого выдаются кредиты на развитие бизнеса. Но размер фонда не велик и для области таких денег явно недостаточно.

Вместе с тем, чтобы сократить бюрократические препоны властями применяются и кадровые меры. Так, за то, что "тянул резину с выдачей документов" был снят с должности главный архитектор Костромы.

Кроме того, горадминистрация предоставляет инвесторам налоговые льготы, например, если сумма инвестиций превышает 50 тыс. рублей, сумма земельного налога может быть уменьшена в 5–10 раз. В случае, когда инвестор арендует у города помещения, то сумма капвложений может быть учтена в составе арендной платы.

Малый бизнес, тем временем, живет своей жизнью, по рыночным законам борьбы за качество услуг и количество клиентов.

Рядом с Костромским ипподромом располагается небольшая частная конюшня, занимающаяся в основном катанием на лошадях в центре города. Здесь плата за прокат приближена к московским меркам, но устойчивый спрос на услуги, тем не менее, есть. Игорь Белов, глава компании, как истинный бизнесмен на вопрос какие он оказывает услуги ответил: "Любые, вы только платите, платите".

Директор одного из костромских кафе-бара "Палермо" Елена Бугрова "берет" клиента большими порциями блюд, экологической чистотой продуктов, отказом от предоставления услуг интима (такая услуга оказывается в некоторых заведениях общественного питания). Кафе, существующее полтора года, имеет имидж приличного заведения. В результате, по ее словам, около 80% посетителей уже стали постоянными клиентами.

Ведет "войну" с конкурентами. Недавно она установила свой рекламный щит прямо напротив одного из лучших мотелей города, где останавливается большинство иностранцев. Руководитель мотеля возмутился и потребовал убрать щит. "Только через мой труп", ответила молодая бизнесменша, чей муж кстати тоже предприниматель, но только с десятилетним стажем.

Честно выполняет требования властей. Заключила, в частности, договор на уборку прилегающей территории с городским унитарным предприятием. Платит ему 700 рублей в месяц, а чтобы все-таки на территории было чисто, дополнительно наняла уборщика и тратит не него еще около 500 рублей. Аналогично обстоит дело и с коммунальными службами.

Обращает на себя внимание планка экономии. Переплата 10 рублей, возможно, и пройдет незамеченной, но вот за экономию 100 рублей директор уже будет бороться.

Общение с государством не всегда приносит одни неудобства. Немало полезного извлекли для себя предприниматели от относительно недавнего налогового новшества. Введение единого налога на совокупный доход привело к перерегистрации части компаний. Они меняли свой статус, например с ООО на индивидуального предпринимателя и в результате обеспечили себе существенную экономию на налоговых платежах. Так, некая компания "Дом еды", платившая ранее в горбюджет 450 тыс. рублей в месяц, после переходы на единый налог стала платить всего 4,5 тыс. рублей в месяц.

В настоящее время органы власти планируют увеличить размер налога. Первоначально это увеличение планировалось пятикратным. Для "Палермо" это означало увеличение платежей с нынешних 4 тыс. рублей в месяц до 21 тыс. рублей. По некоторым оценкам, если бы это произошло, то многие частные компании просто встали бы на грань банкротства. Так, из двух десятков таксокомпаний, действующих в настоящее время в Костроме, предположительно остались бы работать лишь половина.

Предприниматели оказали некоторое давление на обладминистрацию, а можно сказать и иначе, что областные власти пошли навстречу частному бизнесу, но в результате стороны сторговались на двукратном увеличении налога, что всех устроило. Примечательно, что общественная организация, защищающая интересы предпринимателей, финансируется из областного бюджета.

Книжных магазинов в Костроме мало, причем они в основном ориентируются на получение дохода от сдачи площадей в аренду, а не от книготорговли. Экономической литературы в продаже практически нет.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––

 

III.  ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

Виталий Уткин подметил: "Как только мы начинаем выдавать зарплату, бизнесмены палатки ставят". С некоторой долей юмора можно сказать, что развитие частной инициативы стимулируется не органами власти, а директорским корпусом.

 

Состояние финансов населения отражает итоги работы органов власти – непреложная истина. Однако, финансы не играют решающей роли в жизни граждан. Однако, этот вывод очень теоретичен и может быть оспорен. Рассмотрим другие примеры.

Студент ПТУ Сережа: стипендия 80 рублей, из них 50 – плата за общежитие. Зарабатывает официантом 700 рублей в месяц плюс чаевые.

Чиновник обладминистрации: зарплата около 3 тыс. рублей, огород 4 сотки. Большую часть продуктов питания выращивает сам. Иными словами, часть времени он работает бесплатно.

Вообще, в 1 п/г 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. рост зарплаты по официальным данным составил 143% при росте потребительских цен на 124%. Это положительный момент, тем не менее, по экспертной оценке сотрудников горадминистрации, богатых в Костроме совсем не много – человек 20-30, не более.

Отметим также стремительный прирост количества наркоманов, рост проституции, увеличение за два последних года в два с половиной раза числа смертей от случайного отравления алкоголем, ухудшение демографической ситуации (наблюдается естественная убыль населения), а также наличие в целом по области 67 млн. рублей задолженности по зарплате из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Несмотря на наличие в бюджете г. Костромы расходов на благоустройство, в городе полно стихийных свалок. В столице области много бревенчатых частных домов, среди которых есть построенные еще в прошлом веке. Текущее содержание таких домов обходится жителям недорого, однако уровень комфорта в них низок. Немало домов, где никто не живет – хорошая база для бомжей. Ко всему прочему в Костроме по ночам отключают уличное освещение.

Но в то же время из одного из областных городов, Волгореченска, поступает позитивная информация – идет прилив средств во вклады населения. За последние полтора года в семь раз возросла также и активность населения в части получения потребительских кредитов. Речь идет о нескольких сотнях граждан, получивших кредиты на общую сумму свыше 35 млн. рублей. Эти люди кредитуются с целью приобретения крупных, дорогостоящих предметов – автомобилей, жилья и пр., что свидетельствует о некотром прогрессе их финансов.

 

–––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Типа юмор:

 

С раннего утра в одну из суббот на ул. Мира в Костроме буквально через каждые сто метров стояли гибэддешники. "Наверное, им зарплату задерживают", сочувственно думали горожане.

 

Где живет Дед Мороз знают, наверное, уже все – в Великом Устюге (Вологодская область). А вот Снегурочка оказывается живет в Костромской области в поселке Щелоково, который относится к бывшей усадьбе драматурга А.Н.Островского. Но, на финансовом состоянии поселка это никак не сказывается.

 

Два здания в города имеют свои имена – Красный дом и Желтый дом. Первое происходит от цвета кирпича, из которого он построен, но не от политических пристрастий, занимающей его обладминистрации. Второе – исключительно от цвета побелки.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.