Со своим уставом в …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

 

ДЕНЬГИ  ЗАРЕЧНОГО

бюджет ЗАТО – это не "черная дыра", как все привыкли думать, а яркая

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

В России есть регионы, где на общем ровном фоне встречаются маленькие островки удивительного бюджетного благополучия. Речь идет о Пензенской области, субъекте федерации, отнесенном в 2001 г. к числу сверхдотационных, и о расположенном в этой области городе Заречном, закрытом административно-территориальном образовании, чей бюджет за последний год вырос ни много ни мало, в два раза. Мы попытались выяснить причины этого феномена.

 

В Пензенской области нет «флагманов отечественной экономики» и поэтому регион, в отличии от других областей центра России, не отличается особо развитой промышленностью, скорее это просто хорошее место для жизни, хотя областные власти с такой точки зрения регион еще ни разу не позиционировали. Прежде упор делался на инвестиционную привлекательность, для чего даже принимались специальные нормативные акты.

В настоящее время финансы области характеризуются рядом благоприятных факторов. Во-первых, известная пропорция 50 на 50 в части распределения налогов, собираемых с налогоплательщиков области, между федеральным и областным консолидированным бюджетами не соблюдается, причем это несоблюдение в пользу области. Дополнительно остающиеся таким образом в 2001 г. в распоряжении областных и муниципальных органов власти средства составляют около 200 млн. рублей.

Во-вторых, смета федерального бюджета по области дефицитна – из федерального бюджета затрачено (в расчете за весь 2001 г.) на финансирование федеральных расходов на территории Пензенской области 6,5 млрд. рублей, а получено в федеральный бюджет от пензенских налогоплательщиков всего 2,5 млрд. Таким образом федеральный центр осуществляет в 2001 г. подпитку финансов области в размере 4 млрд. рублей.

Но тем не менее, этого явно недостаточно. Финансы органов власти всех уровней в Пензенской области в совокупности достигают 9,5 млрд. рублей. В сравнении например с Тульской областью, о причинах роста экономики которой мы говорили в прошлом выпуске рубрики, это в два раза меньше.

Недостаток финансов частично компенсируется в Пензе практически полной отменой налоговых льгот. Достаточно сказать, что в 2001 г. областные органы власти предоставили льгот лишь на 5 тыс. рублей, а в целом по области – на 200 тыс. В итоге режим экономии позволил несколько поднять эффективность областной экономики – каждый из работающих жителей Пензенской области "принес" властям за год налогов на 15 тыс. рублей, в то время как в Тульской области этот показатель выше лишь не намного.

Еще одна мера оптимизации финансов, которая реализуется в настоящее время, – передача областного бюджета на исполнение в местное отделение Федерального казначейства. Основная трудность при этом, как ни странно, возникла не со стороны обладминистрации (в аналогичных ситуациях в регионах  с трудом  расстаются с монополией на бюджетную  информацию), а со стороны казначеев – им пока не удалось наладить соответствующий учет средств по распорядителям кредитов.

 

ЗАТО, свободное от  БК РФ

Один из муниципалитетов области имеет особый статус – это город Заречный, известный до 1992 г. как Пенза-19 – закрытое административно-территориальное образование. В городе за колючей проволокой на территории в 31 кв км проживает примерно 60 тыс. человек, занятых в основном на федеральном унитарном предприятии ПО "Старт", относящимся к ведению Минатома РФ. На 1.09.2001 г. в городе было зарегистрировано 602 предприятия, что на полторы сотни меньше, чем было год-два назад, до приостановки прав ЗАТО на выдачу налоговых льгот.

Активное предоставление налоговых льгот, размер которых порой в несколько раз превышал размер городского бюджета, должно было, согласно логике вещей, способствовать созданию в ЗАТО мощной экономической базы. Однако, на практике этого не произошло – например объем налогов, которые "принес" каждый трудоспособный зареченец в городской бюджет (в расчете за весь 2001 г.), составляет всего 4,3 тыс. рублей, это меньше аналогичного показатели по области почти в четыре раза. Более того, территория, активно наполняемая дотациями из федерального бюджета, совершенно не уделяет внимания качеству бюджетного учета и отчетности. Так, например до сих пор, невзирая на требования Бюджетного Кодекса РФ, закон о бюджете Заречного утверждается без источников покрытия дефицита бюджета и без разъяснения кредитно-заемной политики, что фактически низводит роль местных депутатов до уровня статистов.

Но, несмотря на отмену прав ЗАТО на предоставление налоговых льгот за счет бюджета, небольшая лазейка все же осталась – предоставление льгот по платежам в дорожный фонд.

Структура доходов бюджета Заречного отличается от областного консолидированного бюджета существенно большей долей трансфертов из федерального бюджета. Это при том, что и так все налоги и сборы, собираемые на территории ЗАТО, поступают в бюджет Заречного, даже региональные. Судя по тому, что в структуре доходов города не отражены поступления от градообразующего предприятия, предусмотренные федеральным законом о ЗАТО и составляющие по экспертной оценке не менее 20 млн. рублей, можно предположить, что у горадминистрации имеется внебюджетный фонд, тоже кстати запрещенный БК РФ.

В течении 2000 г. бюджет города был исполнен по расходам на 693 млн. рублей, что составило 202%. Такой блестящий параметр был достигнут не за счет роста муниципальной экономики, а лишь благодаря увеличению трансфертов из федерального бюджета в пять с лишним раз с 110 млн. рублей до 570 млн. Но в результате существенно изменились только несколько статей расходов: на 260 млн. рублей увеличились расходы по статье "Промышленность, энергетика и строительство", на 50 млн. – по статье "Транспорт, дорожное хозяйство", на 30 млн. – по статье "ЖКХ". Удивительно, но при таких колоссальных объемах прироста доходов, расходы по статье "Социальная политика" не только не увеличились, а наоборот снизились с 19 млн. до 14 млн. рублей.

Большие дотации из федерального бюджета позволяют горадминистрации финансировать проекты с астрономическими для нынешних экономических условий сроками окупаемости, например "Создание единого статистического пространства" – 12 лет, "Создание единого информационного пространства" – 10 лет, "Утилизация отходов" – 10 лет, а также программы с сомнительным содержанием, как например "Программа по выводу из демографического кризиса".

Приоритеты горадминистрации четко отражает и структура расходной части бюджета (диаграммы 2, 3). На первом месте по расходам – расходы капитального характера по статье "Промышленность" (34%) и только потом с большим отрывом ЖКХ (19%) и образование (21%). Для сравнения, приоритеты консолидированного бюджета области более приземлены – образование (24%), ЖКХ (21%), здравоохранение (21%) и социальная политика (13%). Можно только предполагать, что забор вокруг города и пропускной режим создают сильную иллюзию обособленности от окружающего мира, иначе как объяснить то, что Геннадий Лисавкин, замглавы администрации Заречного по бюджету и финансам, совершенно четко и однозначно занимает позицию непредоставления никаких бюджетно-финансовых сведений, даже несмотря на принцип гласности бюджета, закрепленный в БК РФ (ст. 28, 36).

 

ЗАТО – прозрачный бюджет

Администрации города Заречный, конечно, не безразлично, что о них думают за пределами режимной зоны, но, видимо, не сильно. Низкое качество управления бюджетными средствами компенсируется большими вливаниями из федерального центра и практически полным сокрытием какой-либо информации о финансах.

Однако все эти вливания уходят, в конечном счете, не в кошельки горожан, а в абстрактное "капстроительство", результаты которого пока, по крайней мере, не видны. При этом проблемы города не решаются, а наоборот множатся – мусорные свалки в лесной зоне, сокращение сети бюджетных учреждений, отсутствие в жилых домах тепла, задержки с выплатой пенсий. Поэтому не удивительно, что не дожидаясь внимания со стороны, сами зареченцы начинают все больше и больше задаваться знаменитым вопросом "Где деньги" и требовать от местных властей прозрачности бюджета.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.