Статья написана в 2001 году.

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О И    П У Б Л И К А Ц И И

 

 

Моя  работа

 

 

ДЕНЬГИ  ТУЛЫ

Пряник, самовар и автомат постепенно уходят в прошлое.
Новому времени нужны новые символы

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

Среди регионов центра России Тульская область считается территорией с достаточно развитой экономикой. Словно желая закрепить это убеждение областная экономика в последние годы демонстрирует рост параметров. Так например, за январь–август 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года физический объем произведенной промышленной продукции, а промышленность – доминирующий сектор экономики области, увеличился на 10,5%. Причем так называемые крупные и средние предприятия развиваются особенно стремительно.

Оборот розничной торговли за этот же период увеличился в товарной массе на 7,8%, а объем платных услуг в сопоставимых ценах – на 3,3%. Одно из объяснений этого следует искать видимо в структуре внешнеторгового оборота. Размер последнего остался практически на прежнем уровне (100,5%), но вот в структуре произошло качественное изменение – переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров, в первую очередь из стран СНГ.

 

Кредо жизни – "Должен"

Особо отметим состояние финансов органов власти всех уровней в области. По нашим расчетам их совокупный размер за 2001 г. составит более 17 млрд. рублей, что будет больше 2000 г. ориентировочно на 20–30% или 3–4 млрд. рублей. Структурно финансы органов власти слагаются из доходов бюджетов всех уровней (62%), доходов внебюджетных фондов (30%) и доходов, недополученных органами власти (8%).

Более всего налоговых платежей, "рожденных" экономикой области, поступает в областной консолидированный бюджет (36%), далее по убывающей следуют федеральный бюджет (26%) и территориальные отделения федеральных внебюджетных фондов (22%).

Налоговые доходы делятся между центром и областью далеко не в пропорции 50 на 50, как предусмотрено федеральным законодательством. Фактическое распределение средств – 42% на 58% в пользу области. Дополнительно оставшиеся таким образом в области 850 млн. рублей – это, судя по всему, одна из составляющих успеха экономики региона, хотя и не самая главная.

Другая причина увеличения общего размера финансов региона – дотационность территории с точки зрения федерального бюджета. Дело в том, что федеральный бюджет получит в 2001 г. от налогоплательщиков Тульской области (это 24 тыс. юрлиц и 49 тыс. индивидуальных предпринимателей) 4410 млн. рублей, а потратит на осуществление расходов, предусмотренных федеральным бюджетом на территории области, гораздо больше – 5500 млн. рублей. В результате образуется дефицит сметы федеральных расходов по области – 1090 млн. рублей, который будет покрыт за счет средств, полученных от налогоплательщиков из других регионов.

Кроме того, если по линии всех органов власти (в т.ч. по местным отделениям Пенсионного фонда, фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожного фонда) подвести общий баланс средств, поступивших в регион в виде трансфертов и "ушедших" из него в виде отчислений в вышестоящие органы управления, то итог опять будет в пользу области. Ориентировочно, дополнительно поступившие в регион средства составят за 2001 г. не менее полутора миллиардов рублей.

Недополученные органами власти доходы составят за 2001 г. по приблизительной оценке 1,3 млрд. рублей. Это средства, которые в действительности были "приготовлены" хозяйствующими субъектами для передачи властям в виде налогов и сборов, но, в силу разных причин, к ним не попали. Причины могут быть следующие – предоставление налоговых льгот и отсрочек, финансовая недисциплинированность налогоплательщиков, а также недостаточное внимание, уделяемое властями всех уровней, к полноте сбора налогов.

Увеличение сумм "рожденных" экономикой налогов имеет в своей основе увеличение легальной предпринимательской активности, это в том числе, когда бизнесмены показывают в отчетности больше прибыли. Примечательно, что соотношение прибыльных и хронически убыточных компаний остается последние годы практически неизменным. Результаты работы первых растут – в 2001 г. ожидается получение прибыльными предприятиями прибыли в размере на 800 млн. рублей больше, чем в 2000 г. Что касается убыточных предприятий, то размер убытка у них с учетом инфляции стабилен, такое состояние, судя по всему, их осмысленный выбор, это у них что-то типа кредо жизни.

По результатам за 2000 г. отраслями, где нет ни одного убыточного предприятия, оказались электроэнергетика и полиграфия и наоборот, отраслями, где нет ни одного прибыльного предприятия, оказались цветная металлургия и микробиология. Наибольшие в абсолютных цифрах убытки зафиксированы в угольной промышленности (120 млн. рублей), транспорте (80 млн.) и строительстве (50 млн.).

 

Деньги без доверия

По большому счету изменение параметров, характеризующих экономику, зависит в основном от трех составляющих – притока инвестиций, роста производительности труда работников и роста профессионализма менеджеров.

В структуре источников инвестиций безусловным лидером является федеральный бюджет. На его долю приходится около 49% всех инвестиций в области. Областной консолидированный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов, при том что на них приходится, как мы уже говорили, 36% и 22% налоговых доходов региона, обеспечили лишь, соответственно, 2% и 5% всех инвестиций в области. Из остальных источников наиболее значимым является прибыль предприятий (15% инвестиций), однако осторожные бизнесмены на инвестиции пускают лишь 17% от всей полученной прибыли. Показательно, что кредиты банков обеспечивают не более 1% инвестиций, а такой инструмент как эмиссия ценных бумаг не используется вообще.

Все это свидетельствует о низком уровне доверия региональных властей к способности местных бизнесменов реализовывать инвестиционные проекты, самих бизнесменов к перспективам инвестиционной деятельности и о том, что федеральный бюджет до сих пор не научился экономно расходовать свои ресурсы. Выходит, что туляки оставили честь быть главным финансистом экономического развития области федеральному центру.

Для полноты картины следует назвать еще один правда, косвенный, источник инвестиций – прирост кредиторской задолженности предприятий. За период с декабря 2000 г. по август 2001 г. она выросла на 2 млрд. рублей и составила 34,2 млрд. рублей. Из этого прироста 1 млрд. – недоимка в бюджеты всех уровней. Если тенденция роста доли налоговой недоимки в составе кредиторской задолженности сохраниться и далее, то можно будет утверждать, что предприниматели стали дисциплинированнее относиться к платежам друг другу, но никак не в бюджет.

Текущая ситуация на предприятиях ничем принципиально особенным не отмечена. Один из металлургических заводов судится со своими американскими акционерами, в другом, экспортирующем чугун за рубеж, американцы только появились, перекупив 49% пакет акций; так, что все еще впереди. Немцы расширяют производство гипсокартона, а поляки активно используют толлинг для производства популярных в нашей стране марок стиральных порошков – в область завозят сырье, его обрабатывают, готовый порошок вывозят в Польшу, там его фасуют и вот в продаже в России появляется замечательное импортное средство.

Газовый монополист, пустив через регион газовую ветку, зарегистрировал в Туле дочернее предприятие, обслуживающее эту ветку, в результате чего бюджет области стал пополняться акцизами.

Оборонные предприятия по прежнему загружены далеко не на полную мощность. Более того, производство боевого стрелкового оружия и боеприпасов свернуто практически полностью, поэтому недавний визит иорданского монарха в область вселил в еще не сокращенных работников оборонки большие надежды. С другой стороны, один из заводов, производящих охотничьи патроны и поставляющий их за границу, в скором времени может лишиться этого выгодного контракта, как утверждают, из-за низкого качества продукции.

 

Завод – инкубатор бизнеса

Туламашзавод – известнейшее в области предприятие оборонного сектора. Режим допуска туда настолько строг, что даже для того, чтобы просто войти в бюро пропусков за уже заказанным пропуском, необходимо пройти паспортный контроль и собеседование.

Сократив количество работников более чем в два раза (в настоящее время их около 7 тыс. человек), руководство завода стало искать и другие пути повышения эффективности производства, в частности, за счет выделения отдельных видов деятельности в дочерние компании. Одним из первых самостоятельность получило подразделение, занимавшееся строительством. Первоначально его портфель заказов был полностью сформирован материнской компанией, однако к настоящему времени доля заказов машзавода не превышает 10–15%, остальные заказы нашли самостоятельно. "Дочки" прибыльны и часть их прибыли зачисляется в доход материнской компании, где в совокупности дают около 5% прибыли компании. Особо подчеркивается, что цель "мамы" в отношении "дочек" состоит не в увеличении перечислений прибыли, а в росте капитализации последних.

На заводе определен перечень видов деятельности, которые в будущем также могут быть выделены в отдельный бизнес, но прежде чем это сделать, с работниками проводится специальная подготовительная работа. Она заключается в имитации условий выделения в самостоятельное юрлицо. Для этого на заводе параллельно с основным организован дополнительный бухгалтерский и финансовый учет. Его цель продемонстрировать подразделению завода, на базе которого предполагается создать новую фирму, с каким результатом оно бы сработало будь оно уже обособленным. Дополнительный учет, а он включает в себя даже виртуальный банк, показывает готовность или наоборот неготовность подразделения зарабатывать и приносить прибыль, укрепляет финансовую и трудовую дисциплины, готовит людей к умению нести ответственность за свои решения.

Из так называемой "социалки" на балансе предприятия остались лишь общежитие, Дом культуры и Дворец спорта. Два последних – потому, что по мнению Александра Репина, руководителя финансовой службы завода, они могут со временем стать прибыльными, а общежитие – скорее по моральным соображениям, поскольку там живут исключительно сотрудники завода, не успевшие получить отдельных квартир в советское время.

 

Льготы на авось

В области отмечается и еще одна тенденция. При росте объемов производства, практически соразмерно растет и фонд оплаты труда, пересчитанный в сопоставимых ценах. Это весомое свидетельство того, что производительность труда остается на прежнем уровне, не растет.

Понятно, что на мотивацию руководителей предприятий давит общественное мнение, которое заключается в том, что зарплата у населения низкая. Однако, помимо менеджеров, на ситуацию оказывают влияние еще и органы власти. Судя по всему, набор инструментов регулирования у них ограничен.

Предоставление обладминистрацией налоговых льгот оказалось малоэффективным. Более того, в ряде случаев компании стремились получить льготы даже не имея на то минимально необходимого обоснования. Так например, Тульское отделение Московской железной дороги обратилось с просьбой о предоставлении налоговых льгот. При анализе представленных документов в областном комитете по экономике выясняется, что финансовое положение "железки" не так уж и плохо: она имеет прибыль от основной деятельности, а оплата проезда льготных пассажиров осуществляется на основании так называемых кассовых отчетов, то есть стопроцентно. Кроме того, возникает сомнение относительно самих представленных документов – дело в том, что Тульское отделение дороги не является юридическим лицом, а как сотрудники центрального аппарата Московской ж/д составили отчетность для одного из своих филиалов, то есть как и по каким правилам относили к Тульскому отделение те или иные общие по всей дороге расходы, никому не ведомо.

Значительные льготы получили исправительные учреждения системы Минюста. Это так надо понимать, что тех доходов, план по которым федеральный бюджет ежегодно перевыполняет, все же недостаточно, чтобы увеличить финансирование тюрем и поэтому область вынуждена оказывать федеральному ведомству финансовую помощь за счет средств собственного бюджета.

Предоставление местным налогоплательщикам инвестиционных налоговых кредитов не получило широкого распространения из-за чрезмерной сложности в организации. Однако ряд предприятий, все же получивших такие кредиты, их вернули.

Как рассказал Владимир Фадеев, глава департамента экономики обладминистрации, в наступающем, 2002 г. планируется оказывать поддержку инвестиционным намерениям предприятий за счет финансирования из облбюджета расходов на компенсацию 2/3 процентных ставок по коммерческим кредитам. В результате предприятия получат кредит по льготной ставке, а коммерческие банки – более надежных клиентов. Всего из облбюджета планируется выделить на эти цели около 135 млн. рублей. Несложно подсчитать, что в итоге коммерческие банки прокредитуют инвестиционные проекты в реальном секторе экономики области на сумму превышающую 800 млн. рублей, что в 10 раз больше, чем в 2000 г.

К настоящему времени 25 предприятий уже прошли предварительный отбор. Практически все из них – крупные предприятия, малых нет. Не удивительно, ведь малые предприятия формируют консолидированный бюджет области только на 122 млн. рублей, что составляет всего 2% доходов. Хотя и занимают работой 20% от числа занятых в экономике; для сравнения, в среднем по России – 10%.

 

Облбюджет в руках федерального центра

Бюджет, сформированный такой экономикой, несоизмеримо позитивен. Возможно потому, что помимо налоговых доходов, дающих свыше 70% поступлений, весомым источником доходов консолидированного бюджета области являются трансферты из федерального бюджета (24%). Отраслями, в совокупности формирующими свыше 60% налоговых доходов бюджета, являются химия и нефтехимия, живущие во многом за счет высоких мировых цен на энергоносители, а также машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Основные налоговые доходы консолидированного бюджета – налог на прибыль (24% от расходов), подоходный налог (22%) и акцизы (9%).

Видимо, следуя примеру федерального центра, областные власти также проводят политику концентрации финансовых ресурсов в облбюджета. Так, если по итогам за 2000 г. расходы облбюджета составляли всего 45% от консолидированного бюджета области, то уже на 1.08.2001 г. – 64%.

В структуре расходов областного бюджета на первом месте по размерам стоят трансферты муниципалитетам – 42% от расходов (из 26 муниципалитетов лишь 2 являются донорами), далее по убывающей следуют социальная политика – 18%, здравоохранение – 6% и пр. На заработную плату бюджетникам расходуется около 8% от всех расходов бюджета. При том, что областные власти не имеют задолженности по зарплате, невысокий уровень расходов на зарплату – позитивный факт.

Основные текущие проблемы облбюджета: как обеспечить в бюджете 2002 г. увеличение заработной платы бюджетникам в 1,87 раза, учесть рост тарифов на газ и электроэнергию, а также оказать содействие муниципалитетам в частичном погашении кредиторской задолженности. Последнее, как рассказала глава комитета по финансам Галина Петрова, планируется осуществить следующим образом. Около 30 млн. рублей будет "роздано" муниципалитетам, чтобы те самостоятельно гасили задолженность, а еще 70 млн. будут использованы для централизованного расчета с газовиками с использованием ценных бумаг. Предполагаемый дисконт по бумагам может составить до 30%.

Два года назад, одной из первых в России, обладминистрация передала свой бюджет на исполнение в местное отделение федерального казначейства. На практике это выглядит так. Все областные бюджетные учреждения закрыли свои счета в банках, в том числе и внебюджетные, а также был закрыт счет областного бюджета, и открыли так называемые лицевые счета в казначействе. Теперь все деньги лежат на одном счете, открытом казначейством в местном ГУ ЦБ. Прежде часть бюджетных средств "зависали" в виде остатков на счетах у 411 областных бюджетных учреждений и, фактически обладая средствами, орган власти не мог ими воспользоваться. В настоящее время ежедневно до 2 млн. рублей оперативно перераспределяются между бюджетными учреждениями в зависимости от меняющихся условий. В результате эффективность исполнения бюджета возросла, ориентировочно, на 15%. Причем расходы по казначейскому исполнению облбюджета несет федеральный бюджет, поскольку решением федеральных властей за это запрещено взимать плату. По расчетам зам. руководителя казначейства Нины Добровольской эти расходы федерального центра, которые по своей сути есть косвенный трансферт области, составляют не более 1 млн. рублей в год.

Отметим также, что в областном бюджете организован учет внебюджетных доходов бюджетных учреждений, а также готовится консолидация в облбюджет пока еще внебюджетного дорожного фонда и перевод его на казначейское исполнение.

 

Я видел долговую книгу

Финансовое состояние обладминистрации в настоящее время устойчиво, она кредитоспособна, в отличии от большинства муниципалитетов. Свыше 2/3 всей текущей задолженности области приходится на коммерческие кредиты (см. таблицу 2), что свидетельствует о доверии банковских структур к областной власти. Доля кредиторской задолженности, а она образуется в результате неисполнения текущих обязательств по бюджету, невелика, особенно в сравнении с иными субъектами федерации. Векселя область не авалировала, задолженности по ценным бумагам не имеет, судебные исполнительные листы с финансовыми требованиями не предъявлялись. Сам размер задолженности в четыре с лишним раза превышает размер ежегодных доходов, что говорит о способности погасить долги в установленные сроки.

В областном комитете финансов ведется централизованный учет долгов. Для этого в ведется Долговая книга, прошнурованная и опечатанная, в которую занесены все привлекавшиеся ранее, а также непогашенные в настоящее время заимствования. В электронном виде Долговая книга пока еще не существует.

Вместе с тем, отмечен следующий негативный факт – даже имея профицитный бюджет обладминистрация привлекла в 2001 г. заемные средства и держит их без движения на счете. В результате остатки по счетам, и без того большие – на 1.01.2001 г. они составляли 80 млн. рублей – выросли к началу учебного года до 180 млн. рублей. Одной из причин этого, возможно, является простое желание полностью выбрать лимит по привлечению кредитов, установленный в законе о бюджете-2001, в размере 348 млн. рублей.

 

Зарплата в миллион

В области отмечены рост сбережений граждан в банках почти на 50% и примерно на 20% увеличение реальной заработной платы (в январе–июле 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.). Средняя зарплата в области поднялась до 2270 рублей в месяц, а самая высокая (6700 рублей) выплачивается в сфере финансов – кредитование, страхование и пенсионное обеспечение.

По данным налоговой инспекции в области насчитывается два десятка человек, получивших в 2000 г. легальный совокупный годовой доход свыше 1 млн. рублей. Максимальный доход некоего гражданина, полученный из одного источника, составил 1355 тыс. рублей, а другого, получившего средства из нескольких источников, – 3027 тыс. рублей. Традиционно богатые нотариусы в этот раз не пересекли миллионный рубеж, а самый обеспеченный из них едва дотянул до уровня в 973 тыс. рублей.

В текущем году подоходного налога поступает на треть больше чем в прошлом году, что с одной стороны подтверждает данные статистики о росте зарплаты, а с другой – предупреждает о предстоящем существенном перевыполнении областного бюджета по доходам.

Еще свидетельствами роста благосостояния отдельных граждан является наличие в частной собственности 127 объектов с оценкой свыше 500 тыс. рублей, в основном коттеджей, увеличение количества ювелирных магазинов, парка легковых автомобилей, а также достаточно активное строительство и реконструкция магазинчиков по Туле.

Таким образом, можно констатировать, что рост областных финансов не проходит даром для кошелька обывателя. В таких условиях хочется верить в бесконечность экономического роста и финансовой подпитки региона из центра. Но все в мире относительно, и негативное изменение мировых цен вполне может привести к резкому сокращению финансов области. В этом случае, об инвестициях можно будет забыть, заставить людей повысить производительность труда скорее всего будет проблематично и только стратегия опоры на собственные силы, а именно – на повышение качества исполнения бюджета, экономность расходования средств и строгое соблюдение финансовой дисциплины, поможет съамортизировать падение жизненного уровня граждан.

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.