Вы получите экзамен автоматом …, если я его без проблем донесу до аудитории …

 

ВЕРНУТЬСЯ  НА  ГЛАВНУЮ

 

 

 

М О Я    Р А Б О Т А

 

 

Моя  работа

 

«ДИКИЙ МУСТАНГ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 

Автор курса – М.И. Яндиев, к.э.н., доцент (кафедра "Финансы и кредит")

Продолжительность курса – 32 часа.

Курс читается студентам магистратуры 2-го года обучения и студентам вечернего отделения.

 

Избранное

Мои  книжки

Фотоальбом

Мои публикации

Не просто так

Обо  мне

Ссылки

 

 

 

Цель курса

Обучение финансовым взаимосвязям, существующим в экономике на региональном уровне.

 

Практический результат

По итогам обучения студент научится прогнозировать состояние региональных финансов с точки зрения интересов органов власти, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а именно – принимать решения в части, соответственно:

§ формирования бюджета и определение лимитов на заемную политику;

§ установления лимитов на предоставление кредитов органам власти;

§ установления лимитов на операции с субфедеральными ценными бумагами.

В процессе обучения студент познакомится с современными проблемами в области финансов.

 

Метод обучения

"Немного теории, остальное – самостоятельная работа"

На основе полученных от преподавателя теоретических знаний каждый из студентов самостоятельно создает авторскую финансовую модель одного из субъектов Федерации. Для построения модели преподаватель читает основные теоретические положения курса и базовые взаимосвязи, существующие в региональной экономике, а далее каждый из студентов ищет, используя реальные отчетные данные, фактические взаимосвязи между финансовыми параметрами закрепленного за ним региона.

В результате у каждого из студентов получается своя, авторская модель региональных финансов, на основе которой он прогнозирует состояние основных финансовых параметров региона по состоянию на начало июля 2005 года.

Данный подход позволит следующему поколению студентов проверить точность сделанного прогноза и скорректировать уже свои расчеты.

 

Итоговый контроль

Состоит из письменной работы и устного экзамена.

Письменная работа сдается преподавателю для проверки не позднее чем за 4 рабочих дня до экзамена. По итогам проверки работ преподаватель выставляет предварительную оценку. Положительная оценка выставляется работе, которая соответствует установленным требованиям. Преподаватель не будет комментировать, объяснять или обосновывать выставленную оценку.

Если оценка положительна, то студент допускается к устному экзамену. На устном экзамене, во время беседы студент демонстрирует преподавателю, что работа написана им самим и ни кем другим. Оценка, выставленная письменной работе, по результатам устного экзамена может быть изменена как в меньшую, так и большую стороны.

При выставлении окончательной оценки преподаватель принимает во внимание позитивную активность на занятиях.

 

Требования к итоговой письменной работе

Базовое правило, которым следует руководствоваться при написании письменной работы, – «От общего к частному», то есть вначале работы излагаются выводы, и лишь потом – их обоснование.

Итоговая письменная работа состоит из 5 параграфов.

 

§1. Общий вывод

Автор в произвольной форме кратко (одним предложением) и однозначно излагает свой вывод относительно состояния региональных финансов к осени 2005 г.: состояние улучшится, ухудшится или останется прежним (позитивным или негативным).

§2. Комментарий к общему выводу

Автор обосновывает общий вывод, исходя из того, что под "состоянием региональных финансов" понимается совокупность трех следующих слагаемых: экономическое развитие региона, перераспределение добавленной стоимости населению и тенденции в региональной экономике.

Соответственно, общий вывод будет безусловно позитивным, если имеет место экономический рост, повышение качества перераспределения добавленной стоимости населению и отсутствие негативных тенденций.

Каждое из трех слагаемых описано рядом параметров (всего их 7), см. далее тему 6.2., от которых нельзя отклоняться (игнорировать или вводить новые), иначе как по согласованию с преподавателем.

 

§3. Прогноз состояния ряда параметров региональных финансов к 1.07.2005 года

 

§4. Обоснование прогноза "ряда параметров"

Прогноз параметров осуществляется на основе финансовой модели региона, а само обоснование выполняется в следующей очередности:

1.      автор приводит описание финансовой модели региона (просто набор формул, не более), которая у него получилась по результатам его исследования;

2.      автор приводит цифровые расчеты, выполненные на базе финансовой модели региона, и в результате которых были получены прогнозные значения искомых семи параметров региональных финансов;

3.      автор приводит перечень (не более 5–7 основных) примечательных (то есть прямо влияющих на финансовую модель и, соответственно, учтенных в ней) фактов и тенденций, выявленных в региональной экономике по результатам исследования. Никакой иной текст, не подпадающий под определение терминов «Факт», «Тенденция», не допустим;

4.      автор обосновывает финансовую модель региона – например: "формула 1 выведена после того как автором была обнаружена корреляция между таким-то параметром и таким-то (либо таким-то фактом) в такие-то промежутки времени (см. приложение № … или параграф 4.3._.)". Иначе говоря, следует в произвольной форме изложить результаты поиска индивидуальных, присущих только данному региону, взаимосвязей финансовых параметров (всего подлежит анализу 24 параметра, их перечень см. далее тему 6.1.), сделать ссылки на соответствующие графики, указать у каких параметров какой именно временной период совпадает. На графиках коррелирующие временные периоды следует отметить цветом (для разных корреляций – разный цвет).

 

§5. Приложения

§ Перечень авторских допущений и предположений (если их нет, автор в данном подпараграфе в обязательном порядке пишет, что никаких допущений и предположений при построении финансовой модели он не делал).

§ Оценка информационной насыщенности официальных сайтов органа власти региона. (автор в произвольной форме оценивает информационную насыщенность региональных сайтов; не более 1 стр).

§ Графики с цветовыми выделениями корреляций.

 

Письменная работа сдается на бумажной и электронном носителях. Письменный вариант должен быть подписан автором на титульном листе. Также, автор должен сделать потенциальным читателям в произвольной форме предупреждение, что этот текст не должен служить источником для безоглядных финансово-экономических или иных решений.

Внимание. Наличие в работе не предусмотренных данными требованиями текстов, то есть "балласта", – основание для снижения оценки.

 

Последующий контроль

Все без исключения работы будут опубликованы и открыты для широкого круга специалистов.

Все работы будут востребованы при обучении по данному курсу в следующем учебном году.

При этом авторство работ, несомненно, будет сохранено.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

 

Введение в курс. Теория финансов

Знакомство и постановка цели и задач курса. Анкетирование.

Терминология.

Финансовые отношения. Структура финансов субъектов общества.

 

Тема 1. Денежные фонды органов власти

Бюджет и внебюджетный фонд. «Оптимальный» бюджет. Бюджет как инструмент госуправления. Применение бюджета. Исходные условия организации бюджета. Структура расходной части бюджета. Финансирование расходных статей. Структура доходной части бюджета. Целеполагание.

 

Тема 2. Обязательства органа власти

Заемная политика и госдолг. Долговая книга. Кредитная политика и проблемы учета. Источники покрытия дефицита бюджета.

 

Тема 3. Влияние, оказываемое органом власти на финансовые потоки третьих лиц

Система тарифов на услуги естественных монополий. Система льгот и тарифы унитарных предприятий. Управление тарифами. Инвестиционная составляющая в тарифах. Оказание бюджетными учреждениями платных услуг.

 

Тема 4. Организация финансов органов власти

Регламентация. Отличие регионального бюджета от муниципального. Особенности банкротства органа власти. Принуждение органа власти к исполнению взятых на себя финансовых обязательств. Коммерческая деятельность органа власти и бюджетных учреждений. Системы исполнения бюджета – казначейская и стандартная. Гласность в бюджетной сфере.

 

Тема 5. Финансовые потоки региона

Методология контроля финансовых потоков региона.

Базовые корреляции, существующие между параметрами. Порядок прогнозирования отдельных налогов.

 

Тема 6. Построение модели финансов региона

Выполняется студентами самостоятельно. Преподаватель контролирует на занятиях полученные студентами результаты и корректирует работу студентов.

 

Студенты строят графики по каждому из параметров. Временной период графика – с начала 2003 года и до ближайшей даты, по которой имеется информация. С учетом "корпоративных" событий.

Линии графиков сравниваются друг с другом в целях поиска корреляций. Авторское право на округления, допущения и предположения незыблемо.

После обнаружения корреляций студент выстраивает цепочку зависимостей параметров друг от друга (модель региональных финансов).

На основе модели студент прогнозирует заданные параметры.

 

6.1. Региональные финансово-экономические параметры, подлежащие анализу

Приведены только те параметры, что имеются в свободном доступе, а также бесплатны (дополнительные – по желанию студентов).

Источник сайт ЦБ РФ (хотя у 6 последних источник информации – Госкомстат):

1. Активы и пассивы с сальдированием отдельных счетов (по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона)

  • Активы в рублях и валюте
  • Пассивы в рублях и валюте

2. Объем депозитов и вкладов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями.

  • Физических лиц в рублях и иностранной валюте

3. Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков (по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона)

  • Всего

4. Приобретенные ценные бумаги (по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона)

  • Долговые обязательства, всего

5. Объемы и среднемесячные курсы покупки-продажи наличной иностранной валюты на региональном валютном рынке

  • Объемы покупки доллара и евро
  • Объемы продажи доллара и евро

6. Динамика средневзвешенных процентных ставок по привлеченным депозитам, %

  • По депозитам предприятий и организаций в валюте РФ и иностранной валюте
  • По депозитам физических лиц в валюте РФ и иностранной валюте

7. Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, %

  • Предприятиям и организациям в валюте РФ и иностранной валюте
  • Физическим лицам в валюте РФ и иностранной валюте

8. Отдельные показатели экономического положения региона

  • Объем промышленного производства и объем выпуска продукции сельского хозяйства
  • Розничный товарооборот

9. Исполнение консолидированного бюджета и финансовый результат деятельности предприятий и организаций

  • Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций (прибыль+, убыток-)
  • Количество предприятий и организаций (действующих)

 

 

 

10. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (с начала года, без учета прибыли/убытков предшествующих лет)

  • Объем прибыли кредитных организаций, имевших прибыль, млн. руб.

11. Социальные индикаторы

  • Напряженность на рынке труда (на конец отчетного периода), чел./вакансия

Комментарий – это не первичные сведения! Они могут быть заманипулированы органами власти. Через, например объявить о начале строительства нового завода и номинальный набор персонала.

Мы не рассматриваем детали методологии подсчета этих параметров Центральным банком и Госкомстатом. Поэтому итоговые результаты не будут иметь стопроцентной точности

12. Бюджетные параметры (источник сайт Минфина России)

  • Налог на прибыль
  • Подоходный налог
  • Налоговые доходы бюджета
  • Расходы бюджета
  • Привлечение рыночных заимствований
  • Погашение рыночных заимствований
  • Обслуживание госдолга

Все таблицы по администрациям субъектов Федерации. Иначе говоря, из трех имеющихся в отчетности вариантов, не выбираем консолидированный бюджет региона и консолидированный бюджет муниципалитетов.

 

 

 

6.2. Региональные финансово-экономические параметры, подлежащие прогнозу

Прогноз делается на начало июля 2005 года (нарастающим итогом).

1. В части экономического развития региона

  • Объем промышленного производства и объем выпуска продукции сельского хозяйства (в сумме)
  • Розничный товарооборот

2. В части перераспределения добавленной стоимости населению

  • Объем депозитов и вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями.
  • Прирост / сокращение наличной валюты в обороте

3. В части тенденции в региональной экономике:

  • Налоговые доходы бюджета
  • Расходы бюджета
  • Привлечение рыночных заимствований

 

 

 

 

 

 

Страничка основана в мае 2000 г.
Практически все из выставленного на данном сайте уже было опубликовано в СМИ. Так, что если
Вы захотите что-либо использовать – пожалуйста, но не забудьте сделать соответствующую ссылку на автора и источник.